Авторский договор характеристика

Авторский договор характеристика

55. Авторские договоры: понятие, виды, содержание

Авторский договор – соглашение, по которому одна сторона (автор) передает или обязуется передать в будущем имущественные права на произведение, а другая сторона (правообладатель) обязуется выплатить обусловленное сторонами вознаграждение, обеспечив при использовании указанных прав личные неимущественные права автора.

В зависимости от вида произведения и способа его использования выделяют:

1) договоры на создание и использование литературных произведений;

2) договоры на создание и использование музыкальных произведений;

3) договоры на создание и использование архитектурных произведений;

4) договоры на создание и использование иных произведений (аудиовизуальных, графических и т. д.).

В зависимости от степени готовности произведения выделяют:

1) авторский договор заказа;

2) авторский договор на готовое произведение.

1) авторский договор на обнародованное произведение;

2) авторский договор на необнародованное произведение.

В зависимости от характера передаваемых прав выделяют:

1) авторский договор о передаче исключительных прав;

2) авторский договор о передаче неисключительных прав.

В зависимости от способа использования произведения выделяют:

1) издательский авторский договор;

2) постановочный авторский договор;

3) сценарный авторский договор;

4) авторский договор о депонировании рукописи;

5) авторский договор художественного заказа;

6) авторский договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства;

7) авторский договор о передаче произведения в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю.

В авторском договоре должны быть отражены условия о предмете авторского договора, способах использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору), сроках предоставления произведения, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, срок и территория, на которые передается право, и другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.

Авторский договор

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Понятие, характеристика и классификация авторских договоров

По авторскому договору автор передает или обязуется передать пользователю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

Характеристика авторского договора: консенсуальный, взаимный, возмездный. При определенных обстоятельствах возможны следующие характеристики:

— реальный — когда одновременно с достижением сторонами соглашения по всем необходимым условиям договора они осуществляют и предоставление друг другу всего причитающегося по договору;

— односторонний — когда автор не возлагает на пользователя никаких дополнительных обязательств;

— безвозмездный — когда передача авторских прав по авторскому договору осуществляется на безвозмездной основе. Если авторские права передаются безвозмездно, об этом должно быть прямо сказано в договоре.

Авторские договоры могут подразделяться:

— на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. Например, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений;

— в зависимости от того, является ли предметом договора уже готовое произведение или произведение, которое необходимо создать, например, авторские договоры на готовое изделие и авторские договоры заказа.

Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» закреплено деление авторских договоров на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения.

Наиболее распространенными видами авторского договора являются следующие:

а) издательский договор. По этому договору осуществляется издание и переиздание произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведении, произведений изобразительного искусства и других, зафиксированных на бумаге;

б) постановочный договор, заключаемый в случаях, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение путем постановки на сцене. Такой договор должен заключаться в отношении любых произведений — как необнародованных, так и обнародованных;

в) сценарный договор, регламентирующий отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Этот договор отличается от постановочного тем, что произведение (сценарий) в нем может быть использовано в измененном виде;

г) договор художественного заказа, который опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации;

д) договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию;

е) договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения, по которому разрешается использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передача для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств.

Элементы авторского договора

Сторонами авторского договора являются автор (либо его правопреемник) и пользователь произведения.

В роли авторов могут выступать лишь дееспособные граждане. За малолетних авторов, не достигших 14 лет, авторские договоры подписывают их родители или опекуны. Если автор признан вследствие психического расстройства недееспособным, то от его имени действует назначенный ему опекун. Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами.

В роли пользователя произведения выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности, обладающие соответствующей лицензией. Не могут выступать на стороне пользователя в авторском договоре физические лица. Если пользователем является физическое лицо, то договор считается подрядным.

Предметом авторского договора являются те имущественные права, которые автор произведения или заменяющее его лицо переуступает пользователю.

Законодатель считает предметом авторского договора только передаваемые по нему имущественные права, а не само произведение, что закреплено в правилах ст. 30, п. 1, 2, 5 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Произведение же выступает в качестве объекта тех имущественных прав, которые передаются по авторскому договору.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав (п. 1 ст. 30 названного Закона).

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права (п. 2 ст. 30 названного Закона).

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом (п. 3 ст. 30 Закона).

Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 4 ст. 30 Закона).

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора (п. 2 ст. 31 Закона), так как нельзя переуступать права на использование произведения теми способами или в тех формах, которые пока еще неизвестны, но могут появиться в будущем.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведении, которые автор может создать в будущем (п, 5 ст. 31 Закона). Этот запрет не распространяется на авторские произведения, созданные авторами в порядке выполнения служебных обязанностей. В данном случае имущественные права на использование всех будущих служебных произведений будут возникать только у работодателя (п. 2 ст. 14 Закона).

Существенными условиями авторского договора являются:

— способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

— срок и территория, на которые передается право;

— размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и срок его выплаты (абз. 1 п. 1 ст. 31 Закона).

Срок авторского договора может быть неопределенным (п. 1 ст. 31 Закона). Такой договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. В этом случае автор должен письменно уведомить пользователя о своем желании расторгнуть договор за шесть месяцев до этого. Пользователь может приобрести авторские права на произведение на весь срок его охраны.

В авторском договоре могут быть установлены случаи досрочного прекращения его действия в связи с допущением автором или пользователем нарушений в отношении любого из принятых на себя обязательств, или наступления какого-либо события.

Особо следует подчеркнуть, что помимо общего срока действия в авторском договоре следует указывать сроки выполнения сторонами принятых на себя обязательств.

Цена авторского договора — это авторское вознаграждение, которое пользователь должен уплатить автору за приобретение по договору права на использование произведения. Цена авторского договора определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом (п. 3 ст. 31 Закона).

Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Цена авторского договора относится к числу его существенных условий. Если цена договора не согласована между сторонами, то он считается не заключенным.

Минимальные ставки авторского вознаграждения установлены постановлением Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» № 2181. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы (абз. 2 п. 3 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Форма авторского договора должна быть простой письменной (п. 1 ст. 32 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Несоблюдение письменной формы не делает договор недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 162 ГК, т.е. лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме (п. 1 ст. 32 названного Закона).

Авторский договор об уступке (передаче) прав на программу для ЭВМ или базу данных помимо письменного оформления может, а в некоторых случаях (авторский договор о полной уступке всех имущественных прав) должен быть зарегистрирован в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (п. 2ст. 32 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и п. 5 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»).

По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон (п. 1 и 2 ст. 33 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Содержание авторского договора

Содержание авторского договора образуют права и обязанности сторон. При этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой стороны. В связи с этим ниже рассматриваются лишь обязанности сторон договора.

— создать и передать пользователю свое произведение;

— лично выполнить заказанную работу;

— предоставить пользователю заказанное ему произведение в определенный договором срок;

— доработать произведение по требованию пользователя;

— принять участие в подготовке произведения к использованию;

— не передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или его часть для использования тем же способом и в установленных договором пределах без согласия пользователя в течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав.

— принять и рассмотреть представленное автором произведение;

— обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора;

— привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию;

— добиваться от приобретателей произведения исполнения обязанности по его использованию;

— выплатить автору вознаграждение за использование произведения;

— предоставить в собственность автора определенное число бесплатных экземпляров произведения;

— письменно сообщить автору о намерении переиздать произведение, если не истек срок действия договора, и заключить с автором новый договор в случае внесения им в произведение дополнений и изменений. Расторжение авторского договора с сохранением за автором всего выплаченного (причитающегося) вознаграждения с учетом состоявшегося одобрения произведения;

— нарушение обязанности лично выполнить работу. Санкции: расторжение авторского договора и взыскание реального ущерба;

— передачу произведения для использования третьим лицам без согласия пользователя по договору о передаче исключительных прав. Санкции: расторжение авторского договора, требование о возврате выплаченного автору вознаграждения и взыскание причиненных убытков, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 Закона «Об авторском праве и смежных правах»);

— уклонение от подготовки произведения к использованию. Санкции: требование по возмещению ущерба, причиненного оплатой простоя полиграфического предприятия из-за задержки по вине автора корректуры, верстки и т.п.

В отличие от авторов большинство пользователей произведений несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по авторскому договору (п. 3 ст. 401 ГК), поскольку являются предпринимателями.

Пользователь отвечает за:

— нарушение обязанности использовать произведение. Санкции: выплата автору всего причитающегося по авторскому договору вознаграждения, расторжение авторского договора по требованию автора и возврат ему экземпляров произведения, переданных им пользователю по данному договору;

— причинение автору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произведения). Санкции: возмещение автору расходов по реставрации произведения или оплата полной стоимости оригинала;

— нарушение целостности произведения. Санкции: требование от пользователя восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде, расторжение авторского договора в одностороннем порядке с взысканием в пользу автора всего причитающегося вознаграждения;

— невыплату автору обусловленного авторским договором вознаграждения. Санкции: взыскание процентов с просроченной суммы вознаграждения в размере учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства (п. 1 ст. 395 ГК), также другая штрафная ответственность, установленная в авторском договоре;

— передачу произведения для использования третьим лицам, если авторский договор такого права пользователю прямо не предоставляет. Санкции: взыскание всех причиненных убытков.

Прекращение авторского договора

Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются правилами, указанными в главе 26 ГК «Прекращение обязательств», а также нормами авторского права, в которых отражаются особенности авторских договоров.

Основаниями прекращения авторского договора являются:

— истечение срока его действия (ст. 408 ГК);

— досрочное прекращение его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения;

— окончание действия самих авторских прав, которые выступали его предметом;

— взаимное соглашение сторон о прекращении договора путем предоставления отступного (ст. 409 ГК) или прощения долга (ст. 415 ГК);

— новация, т.е. соглашение о замене одного обязательства другим (ст. 414 ГК);

— невозможность исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (ст. 416 ГК);

— смерть автора (если произведение не создано или не доработано) либо ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора (ст. 418, 419 ГК);

— прекращение договора, в одностороннем порядке автором или пользователем (ст. 450 ГК).

Порядок прекращения авторского договора законодательством не предусмотрен. На практике прекращение авторского договора в случае истечения его срока действия происходит без уведомления сторонами друг друга; в других случаях прекращение авторского договора оформляется специальным соглашением сторон, либо на основе одностороннего заявления одной из сторон, либо в судебном порядке.

Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК).

Последствия изменения и расторжения договора (ст. 453 ГК):

а) при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде;

б) при расторжении договора обязательства сторон прекращаются;

в) в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора;

г) стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон;

д) если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Интеллектуальная собственность
Интеллектуальное право
Авторское право
Объекты и субъекты авторского права
Распоряжение авторскими правами

Назад | | Вверх

Авторский договор (7)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений

1.1 Правовая природа и сущность авторского права

1.2 Понятие авторского договора

2. Классификация авторских договоров

3. Содержание авторского договора

Список используемой литературы

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.

Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.

Для коммерческого использования произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете на соответствующие доходы, доведение этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, защищая интересы издательства через защиту интересов автора.

В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.

1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений

1.1 Правовая природа и сущность авторского права

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности 1 . Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества 2 .

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял».

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей — и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть . общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» — считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это — свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека» 3 .

С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как «способность обязывать других» (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

1.2 Понятие авторского договора

Характеристика нормативной природы авторского договора, на мой взгляд, немыслима без соответствующей характеристики таких понятий, как «обеспечение права» и «защита права». Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие черты. Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе 4 .

Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты. К ним можно отнести не только способы гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита — это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ 5 . От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права 6 .

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав — это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав — это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.

§1. Общая характеристика авторского договора и его виды

Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение ав­торских прав, служит факт создания произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров, студий, других предприятий, для физических, юридических лиц основанием приоб­ретения ими прав на произведение служит договор с автором.

Авторский договор, как и любой другой гражданско-правовой 137 договор, представляет собой соглашение, направленное на установ­щике, изменение и прекращение взаимных прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности сторон касаются имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.

Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с авто­ром или его правопреемниками. Исходя из норм статей 1287, 1288 ГК РФ» можно дать следующее определение авторского договора.

* Ш Авторский договор — это договор, по которому одна сторона, ду автор произведения литературы, науки и искусства или его пра­вопреемники, передает другой стороне, пользователю, имуще­ственные права в установленных пределах, на срок, территорию, согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение * либо безвозмездно.

К авторскому договору применимы правила о двух и многосто­ронних сделках, о формах и условиях действительности сделок, сво­боды договоров, нормы обязательственного нрава, которые касаются заключения и исполнения договоров, ответственности сторон.

Юридическая характеристика авторского договора. Исходя из общепринятой классификации договоров в фажданском праве, авторский договор является двусторонним (по количеству сторон), в данном случае обязательства автора или иного обладателя автор­ского права, с одной стороны, и пользователя — с другой, взаимны. Авторские договоры могут быть и многосторонними, если в право­отношении участвуют несколько авторов или несколько пользовате­лей, каждый из которых обладает определенными правами и обязан­ностями. Многосторонним договором является авторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.

Авторский договор является консенсуалъным, так как для его заключения и вступления в действие достаточно согласия автора и пользователя.

Следующая характеристика авторского договора — это его воз­мездный характер (п. 3 ст. 1234 ГК РФ, п. 4 ст. 1286 ГК РФ, ч. 3 п. 1 ст. 1288 ГК РФ), который проявляется в получении сторонами воз­награждения либо иного встречного удовлетворения за исполнение обязательств по договору согласно положению статьи 423 ГК РФ.

На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового ироизведе-

138 ния, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление «авторских экземпляров».

Авторский доход, вознафаждение, получаемые автором от реа­лизации своих произведений, являются не только обязательным условием договорных отношений, но и материальным стимулом ДЛЯ дальнейшей творческой деятельности в целях развития культуры, образования в обществе. Таким образом, между автором и обществом возникают духовно-нравственные отношения, а авторско-правовые нормы только укрепляют их.

Возмездные договоры делятся на меновые и рисковые (алеатор- ные). Авторский договор признается меновым, если в момент его за­ключения стороны могут оценить ту выгоду, которую они смогут по­лучить при исполнении договора. В данном случае при заключении договора будут играть роль определенные условия, например попу­лярность автора, актуальность темы, излагаемой автором, и др.

Алеаторный договор содержит в себе условие, по которому не­возможно точно определить выгоду и возможные убытки, которые ждут издателя или автора. Творческая неудача, постигнувшая авто­ра, может послужить основанием для расторжения авторского дого­вора, но в силу его возмездности за автором при этом сохраняется часть выплаченного вознаграждения. — ^

Согласно пункту 3 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить право­обладателю предусмотренное договором вознаграждение, если до­говором не предусмотрено иное. Таким образом, авторский договор об отчуждении исключительных прав может быть заключен безвоз­мездно, Все зависит от заключенного сторонами договора.

Субъектами авторско-договорных отношений являются физи­ческие, юридические лица, государство, гак сказать, субъекты в ши­роком смысле. Первоначальными же субъектами авторскою права, творцами являются все-таки физические лица (граждане, иностран­цы и лица без гражданства), гак как именно их творческим трудом создается произведение.

Во всяком случае, только в лице автора право является первона­чальным, в лице других субъектов оно носит характер производный, стоит в зависимости от поли автора.

В отличие от советского законодательства действующее законо­дательство об авторском праве не содержит классификации автор­ских договоров. Однако в настоящее время на практике используют­ся типовые формы ранее существующих договоров.

Договоры могут быть сгруппированы по различным основани- 139 ям, например способ использования произведения (издание — из­дательский договор, постановка — постановочный договор и др.).

Размножение и распространение литературных, научных, музы­кальных произведений производится в основном на основе издатель­ских договоров, заключающихся между автором и издательством.

Издательские договоры но своей специфике отличаются от до­говоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора» по словам Г.Ф. Шершеневича, являются размножение и распростра­нение произведения, которые совершаются за счет издателя, прини­мающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобрета­ет право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий. Этим вре­менным характером отличается издательский договор от передачи по договору авторского права[32].

Издательский договор в России иногда составляют под названи­ем «Авторский договор», суть которого состоит в обеспечении изда­ния, прав и обязанностей сторон.

В соответствии со статьей 1287 ГК РФ о предоставлении права ис­пользования произведения, по договору, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, необходимо использовать произ­ведение не позднее определенного срока, установленного в договоре, в случае отсутствия конкретного срока использование произведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФ именуется издательским лицензионным договором.

Постановочный договор заключается, когда произведение ис- иользуется в области публичного исполнения.

Предметом такого договора являются музыкальные, драматиче­ские произведения, которые используют организации, осуществля­ющие зрелищные мероприятия.

Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.). Предмет сценарного договора — сценарий, по которому снимается кинофильм. Сценарий создается автором сценария, а кинофильм — результат творческого труда различных авторских коллективов. Ки­нофильм, в отличие от киносценария, — аудиовизуальное произве­дение.

Специфичен по своему значению договор на создание рекяом^ Его предметом является реклама, которая учитывает требования, предъявляемые к ней Федеральным законом от 13 марта 2006 г.

Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторско­го права, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журна­лов, издательства, да и сами авторы, — это программы для ЭВМ.

Независимо от формы своего выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы ав­тора.

Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключени­ем особого вида договора о передаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются путем конклюдентных действий, т.е. сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает свое согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располага­ется на запечатанной прозрачной упаковке. Заключение лицензион­ных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора при­соединения, условия которого изложены на приобретаемом экзем­пляре либо па упаковке этого экземпляра (и. 3 ст. 1286 ГК РФ).

Следующим основанием деления авторских договоров является передача исключительных прав.

По авторскому договору о передаче исключительных прав поку­патель становится фактическим владельцем произведения (сг. 1285 ГК РФ). Автор или иной правообладатель по договору об отчуж­дении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные пра­ва, которые могут принадлежать только автору произведения.

Другое деление договоров — разрешение использовать произве­дение. Лицензионные договоры о предоставлении права использова­ния произведения могут предусматривать следующее деление: про­стая, неисключительная и исключительная лицензии. При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право вы­дачи лицензий другим лицам, при исключительной — такое право 141 не сохраняется (ст. 1236,1286 ГК РФ).

Авторский договор заключается на уже существующее произве­дение. Но нередко заключаются договоры на произведения, не име­ющие определенной формы.

В Гражданском кодексе предусмотрен и такой вид договора, как договор заказа (ст. 1288). По договору авторского заказа автор обя­зуется создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме в соответствии с условия­ми договора по заказу другой стороны (заказчика). Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему при­менимы нормы статьи 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права.

Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения. Если срок сто исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (и. 1 ст. 1289 ГК РФ).

Очень часто в авторском праве подвергается сравнению договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы рас­крыть особенности авторского договора заказа, сравним его с дого­вором подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется вы­полнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную ра­боту и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

По договору подряда должник обязуется выполнить определен­ную работу, достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда вклю­чает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Автор по договору заказа обязуется создать произведение, пере­дать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в ре­зультате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик мо­жет привлекать к исполнению других лиц, если он не обязался по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе при­влечь к исполнению договора других лиц лишь при условии пись-

142 менного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказ* чик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме этого, он может потребовать возврата аванса и от­казаться от принятия созданного произведения.

В отличие от подряда в авторском договоре заказа личность ав­тора, творческим трудом которого будет создано произведение, име­ет существенное значение.

Предметом договора подряда является результат работы, не об­ладающий творческим характером, например пошив платья по эски­зам заказчика. Но также работа по подряду может носить интеллек­туальный характер: перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др.

Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы, регулирующие подряд, неприменимы к ав­торскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять заказчика.

Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с по­следующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление па­мятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с автора­ми могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приоб­ретает лино, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).

Ранее после выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог свободно использовать произведение без последую­щих выплат. Договор с автором заключался только при закрытом конкурсе.

Конкурсные произведения, обладающие творческим характером, являются объектами авторского права. Отсюда следует, что отноше­ния между автором и организатором являются авторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами по отноше­нию к созданному произведению.

Таким образом, если скульптура, картина и другие произведе­ния используются затем лицом, объявившим конкурс, то последний, получая за использование данных работ вознаграждение, должен определенную долю отчислять автору. Однако эти правила не дей­ствуют. [ ^

Для того чтобы защитить автора, следовало бы внести измене- 143 ния в закон, что касается последующего коммерческого или неком­мерческого использования конкурсного произведения.

Смотрите так же:  Приказ 1150