Кто издал приказ праздновать новый год

Царь и елка. Зачем Петр I перенес Новый год на 1 января

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. SPB.AIF.RU рассказывает, как это происходило и как россияне встретили перемену.

Русский Новый год – праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед – привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января. SPB.AIF.RU рассказывает, как это было.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна – в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника – он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе – «Первый день во году».

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено – волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, — в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, — объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, — все равно налетали, как саранча, — не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и — айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было — к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай — становой хребет, чем жили. Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда. »

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания – их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука – рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

На Руси с 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы.

Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.

Первым пустил ракету царь Пётр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в тёмном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Пётр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).

Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая разница во времени очень мешала. Но с этим было покончено.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили своё признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплён в российском календаре. Вот так и пришёл к нам Новый год, с ёлочными украшениями, огнями, кострами (которые Пётр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами — санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками.

Как рубили бороды и праздновали Новый год

Как Петр I попытался сделать празднование Нового года в России более европейским

Ровно 315 лет назад Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре и перенес торжества на 1 января. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о том, как это произошло.

Как празднуют Новый год в разных странах мира

В суровые допетровские лета Новый год на Руси выглядел иначе. Тогда страна жила по другому календарю и летоисчисление вела от сотворения мира. Сначала наступление нового года отмечали в марте, что было продолжением традиции, существовавшей еще во времена Римской империи. Данный календарь называли «константинопольским» или «ультрамартовским». Со временем государство окрепло, появилась концепция «Москва — Третий Рим», а вслед за этим последовала и смена календаря.

С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь: согласно ему новый год начинался 1 сентября.

Впрочем, даже это не мешало крестьянам ориентироваться на весеннее равноденствие и практиковать ритуалы, представлявшие собой пережитки язычества. Против такого не возражала церковь, благо многие праздники язычников совпадали с церковными и теряли свой прежний окрас. И так продолжалось из года в год до тех самых пор, пока на престол не взошел Петр I. В 1689 году он начал править самостоятельно, а в 1697 году снарядил Великое посольство, в ходе которого посетил множество европейских держав.

Во время этих поездок Петр I смог убедиться в том, что в России все не слава богу. В том числе и празднование Нового года, тогда именовавшегося не иначе как «Первый день во году». В 1698 году Петр I возвращается в Россию, чтобы подавить восстание стрельцов, а спустя год — 20 декабря 1699 года — издал указ №1736 «О праздновании Нового года».

Наука не знает лекарства от всех симптомов похмелья разом

Сначала Петр I мотивировал свое решение — «не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».

Стране предстояло отпраздновать новый 1700 год 1 января. А ведь прошло всего лишь два месяца с тех пор, как жители тогдашней России успели справить этот праздник, правда, тогда они подразумевали 7209 год.

Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

История празднования Нового года в России за последнюю тысячу лет

Таким образом, в петровской России имелся и салют, и подобие новогодней ели: те два новогодних атрибута, которые есть в нашей стране и сейчас.

Тем не менее на европейский манер Новый год отмечали преимущественно представители знатных и зажиточных сословий. А вот крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством.

Да вот незадача — к началу XVIII века большинство европейских держав, на которые и ориентировался Петр I, перешли на григорианский календарь и стали праздновать Новый год на 11 дней раньше, чем Российская империя.

История Нового года

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • Общеобразовательные: формирование понятия – новый год.
  • Воспитательные: знакомство
    • с празднованием нового года до Петра I,
    • с указом Петра о новом летоисчислении,
    • календарной реформой большевиков 1918 года,
    • с понятием Старый и Новый год,
    • с новогодней елкой.
  • Развивающие: взаимосвязь знаний истории с астрономией.

План урока.

  • Актуализация материала.
  • “Точки отсчета” Нового года.
  • Новый год на Руси.
  • Указ Петра I о праздновании Нового года.
  • Декрет большевиков о введении в Российской Республике западноевропейского календаря.
  • Старый и Новый год.
  • Рождественская елка.
  • Викторина. Рефлексия.
  • Домашнее задание.
  • Наглядные пособия:презентация к уроку.

    1. Cлайд 1 — С древних времен Новый год — главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку нового года, как правило, связанную с каким-либо историческим или мифическим событием. Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.

    Традиция встречи Нового года возникла в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.

    Отправным моментом, видимо, послужили наблюдения за биокосмическими ритмами: все в этом мире имеет свое начало и свой конец; луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой, все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, время и сам человек нуждаются в периодическом обновлении, которое свершается в Новый год. У различных племен и народов наступление Нового года приходилось, да и ныне приходится, на различное время года, но каждому празднику присуща общая черта – в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему рождается новый мир. В Средние века в Европе использовали церковный календарь и церковные праздники, вокруг которых всё вращалось, и Новый год начинался на Рождество. Светского календаря в Европе в средние века не было, и на Руси тоже.

    Смотрите так же:  Административное правонарушение в области таможенного дела пример

    2. Новый год и сейчас в различных точках земного шара празднуется не только по – разному, но и в разное время. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. Египтяне вели отсчет с начала правления каждой династии, римляне начинали отсчет от 753 года до н.э. — от основания Рима, евреи — от сотворения мира, который они датировали 3761 г. до н.э., а александрийская хронология считала датой сотворения мира — 5493 г. до н.э. Почти всегда празднование Нового года сопровождалось ритуально-магическим обрядами и ритуалами, отголоски которых сохранились и до наших дней.

    До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю или вдень весеннего равноденствия. Как свидетельство этого, сохранились оригинальные названия некоторыхмесяцевоктябрь (лат. octo) — восьмой, ноябрь (лат. novem) — девятый, декабрь (лат. decem) — десятый.

    Cлайд 2 — 1 марта, 25 марта и 1 сентября являются днями “сотворения мира” в соответствии с константинопольской (древнерусской), александрийской и антиохийской эрами. Другие варианты начала года в христианских странах тесно связаны с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносятся либо с днем его рождения в человеческом образе – Рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.

    Слайд 3 — В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчет начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту.

    В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция.

    Слайд 4 — В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – “в честь императора Константина”.

    3. Слайд 5 — На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и “всея Руси” Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.

    Слайд 6 — Интересно, что 1492 год от Рождества Христова ожидали как “роковой” год – год “конца мира”, поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы.

    Слайд 7 — Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был «весело и в пиршестве». Воевода Шеин устроил все с царской пышностью, собрав на праздник множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число гвардейцев и матросов.

    К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя «братом». Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из двадцати пяти орудий. Затем Царь, явившись в Успенский собор в сопровождении своего сына Алексея и жены царицы Евдокии, сам поздравлял народ с Новым годом.

    Слайд 8 — Но уже следующий Новый год Петр хочет праздновать по-новому. Отменив летосчисление от дня сотворения мира, он «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.

    4. Слайд 9 — 20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, “по примеру всех христианских народов”, предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова.

    Слайд 10 — 1700 год начался службами во всех церквах “с испрашиваниемблагославления на Новый год”. Указания царя были выполнены со всей тщательностью, а сам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, “в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 везено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или Иорданью, в день св.

    Слайд 11 — В 1582 году папа Григорий XIII папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или “новый стиль”.

    Реформа эта сопровождалась протестами и ожесточенной полемикой среди ученых и священников, но католические страны перешли на новый стиль практически сразу – ослушников ждало отлучение от церкви.

    Постепенно к ним стали присоединяться страны с протестантским вероисповеданием, и к 1782 году почти все государства Европы перешли на новое летосчисление.

    Слайд 12 — Православная церковь на Константинопольском соборе 1583 года признала неточность юлианского календаря, но на григорианский переходить отказалась, поскольку по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше нее, что запрещено “Апостольскими правилами”.

    Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств.

    5. Слайд 13 — В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря:

    “В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого: первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м”.

    6. Слайд 14 — Церковь к переходу на новый календарь воспротивилась, и до сих пор устройство церковного года осуществляется по юлианскому календарю. В результате советский Новый год предшествует православному Рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его “старым Новым годом”.

    Слайд 15 — Рождество Христово в католическом и протестантском мире празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, тогда же, 25 декабря, оно празднуется и в православном мире, но по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января. Для католиков и протестантов – это самый главный праздник в году. Для православных – большой, но не самый великий праздник. Его затмевает Пасха, ибо духовное возрождение важнее земного рождения. Древние христиане вообще называли днем рождения человека день его смерти, поэтому и праздник Рождества появился не сразу, а, можно сказать, под давлением внешних обстоятельств.

    7. Слайд 16 — Рождественская или новогодняя ёлка — это форма отображения одного из древних символов человечества — Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов.

    Слайд 17 — Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами.

    Слайд 18 — Первую рождественскую елку установили в Риге. Доказательством этому свидетельствуют документы, найденные в рижских архивах и самая старая в мире ёлочная игрушка. Датой рождения рождественской ёлки можно считать 1510 год(до сих пор ведутся споры, о том где же появилась первая ёлка, между Ригой и Таллином, т.к. по другим источникам, в Таллине первая ёлка на таллинской ратушной площади появилась в 1441 году).

    Слайд 19 — В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Петр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX веке.

    8. Викторина.

  • Что такое Новый год?
  • В чем причины традиций возникновения Нового года?
  • Когда возникал Новый год на Руси до XV века?
  • С чем связаны варианты начала года в христианских странах?
  • Когда начинался новый год указом Великого князя Московского и “всея Руси” Иваном III?
  • Чем поздравлял Царь с новым годом в 1699 году?
  • С чего указом Петром I необходимо было вести отсчет времени?
  • В чем состояла реформа большевиков 1918 года?
  • Что такоеСтарый и Новый год?
  • Значение рождественской елки. Где считается, она впервые появилась и когда?
  • Когда пошел обычай встречать Новый год с елкой?
  • 9. Домашнее задание:подготовить сообщения о праздновании Нового года в деревнях, городах (стол, подарки,украшение новогодней елки и т.д.) на Руси.

    История Нового года началась в марте

    Традиция встречи Нового года — одна из самых древних и почитаемых в мире. Это время таинственное, как сказка, от которой взрослые и дети ждут чуда. Сегодня многие народы мира, и в том числе россияне, отмечают праздник 1 января. Но так было не всегда — дата встречи Нового года в нашей стране менялась по меньшей мере трижды.

    Издревле Новый год на Руси отмечали 1 марта, когда приступали к весенним сельскохозяйственным работам. Эта традиция несколько пошатнулась в X веке, когда Русь приняла христианство, а вместе с новой религией — и юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и продолжительностью года в 365 дней. Вошло в употребление и византийское летоисчисление, где сотворение мира относилось к 5508 году до Рождества Христова. По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре.

    Но со старинными традициями бороться очень непросто. Даже крестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке — 1 марта, с началом весны. Отголоски обычаев того далекого, еще языческого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах встречи Масленицы.

    Шло время, и примерно к XII веку люди привыкли к новой вере и к осеннему Новому году. Но не забыли и старый, так что праздник стали отмечать дважды — сначала в марте, а потом в сентябре, причем сентябрьский проходил особенно торжественно и с размахом.

    Встречали Новый год тогда так же, как и сегодня — ночью. В последний вечер уходящего года родственники и гости собирались за накрытым столом, вкушали лучшие яства и запивали их медовухой, бражкой или заморским вином — в зависимости от достатка хозяев. За разговорами о том, каким выдался провожаемый год, ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине в городах гремели выстрелы вестовых пушек, возвещавшие о наступлении Нового года, а в церквях начинали звонить колокола. Люди обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли, желали добра и мира. И начинался пир! Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.

    Царь-реформатор Петр Первый, прорубив окно в Европу, отменил древнее летоисчисление от сотворения мира и постановил вести начало времен от Рождества Христова. Он как бы «перенес» Россию из года 7208-го в год 1699-й.

    Именно с этого времени Новый год в нашей стране стали праздновать 1 января, правда, с отставанием на 14 дней от григорианского календаря. Указ Петра предписывал отмечать это событие особенно торжественно.

    «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, и пускать ракеты, сколько у кого случиться, и зажигать огни», — было сказано в документе. В канун первого по новому летоисчислению года Петр I сам зажег на Красной площади ракету, дав тем самым сигнал к открытию праздника.

    Главную и самую важную традицию Нового года — украшать дома живыми елками и елочными игрушками Петр перенял у протестантской Германии и насаждал ее весьма сурово, хотя издревле на Руси ель была непременным атрибутом траурных, погребальных ритуалов. Петр же на Новый год лично объезжал дома ближних стольников, и хозяина дома, в котором он не находил елки, приказывал нещадно бить батогами. А вот впервые засветилась огоньками наряженная лесная красавица в 1852 году в Санкт-Петербурге — в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала.

    Перед праздником было принято отдавать все долги, прощать все обиды, те, кто находился в ссоре, обязаны были помириться. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли зеркала. Карнавалы и карнавальные маски появились в России после 1721 года, когда впервые был устроен пышный маскарад — по случаю заключения мира со шведами. Впоследствии эту форму празднования перенесли и на новогодние торжества. Так продолжалось во времена царствования всех российских императоров.

    Но грянула революция. В 1917 году большевики внесли очередную поправку в российский календарь, причем Новый год сначала вообще был отменен, как ненужный. Праздничные елки тоже были истреблены, как пережиток царских времен, но довольно скоро их «реабилитировали». В 1930 году в Кремле была устроена самая большая елка страны, положившая начало традиции проведения главных елок от имени руководителей государства. После отмены и возвращения праздника, а также корректировки календаря в России стали праздновать сразу два Новых года — по новому и старому стилю.

    Начало традиционным телевизионным обращениям руководителей страны положил Леонид Брежнев, который обратился к народу перед новым 1976 годом. Соблюдается эта традиция и поныне. С праздником!

    Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

    Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

    Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

    Когда же отмечать Новый год?

    20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

    Смотрите так же:  Единые санитарно-гигиенические требования тс

    Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

    Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы — венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

    В петровском указе писалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…». В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

    6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

    Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал «Правде.Ру» о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

    «На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

    Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление — от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

    В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

    Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

    Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость — все-таки церковь жила по юлианскому.

    Читайте также: Какова «правильная» дата Рождества?

    Однако царь изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от Сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Но новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

    После Октябрьской революции 1917 года был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому. 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря».

    В результате возник так называемый феномен Старого Нового года (звучит совершенно фантастически для ушей иностранцев!). Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и приносим дань уважения времени.

    Как ни удивительно, но Православная церковь, по большому счету, живет по юлианскому календарю. Считается, что православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. Хотя, в общем-то, какого числа Новый год ни отмечай — главное, чтобы прошел он хорошо и весело и с пользой для семьи. Ведь издавна считается, что Новый год — праздник семейный!»

    История нового года в России

    Новый год – первый день года, один из главных праздников Праздник:

    1) День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.

    2) День или ряд дней, установленный церковью в память религиозного события или святого

    Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины. начинается 1 января (в России [en] начало года 1 января введено первым российским императором Петром I [en] в 1699 году). В странах, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, Новый год, приходится на разные даты солнечного года.

    До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство Христианство — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. (988 — 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, и считали 1 марта.

    После того, как в Х веке на Руси было принято христианство, пошло и другое летоисчисление – на основе юлианского календаря (который содержал в себе строгое и определённое следование месяцам (носили римские названия) и предписывал семидневную неделю).

    На протяжении многих веков, 1 марта – было, по-прежнему, зарёй каждого наступающего года. Так обстояли дела вплоть до 1492 года. Но, когда Иоанн III утвердил своим указом гражданское начало – наступление нового года сдвинулось на 1 сентября. Празднование Нового года 1-го сентября продолжалось до 1698 года.

    В 1699 году празднества связанные со встречей Нового года были отменены, и лишь в 1728 году Пётр I издал указ «О реформе календаря в России». Из данного указа следовало, что наступление нового года приурочивалось к 1 января.

    Самолично Пётр I выпустил на площади первую ракету, тем самым возвестил о наступлении праздника. Затем грянули пушечные залпы и поднялся колокольный звон – так началась эра продолжающейся до сих пор традиции первоянварского новогоднего праздника.

    1) Вещь, которую дарят, подарили.

    2) Что-либо хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). , а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.

    Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и других местах. Уже в середине 19-го века елка в Новый год становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.

    Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, — многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы Альфред Нобель и его брат Людвиг — шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.

    Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.

    Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское «Новый век» и «Конец века». Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием «Новый век» серию: духи Духи — парфюмерное средство в виде жидких или твердых композиций, получаемых смешением в определенных пропорциях различных душистых веществ. , пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал «Новый век», издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами «На рубеже столетий» и т.д.

    В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса «Мировое обозрение». Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия Германия (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

    На юге страны расположено княжество Монако. Площадь 551 км 2 . Население Франции на 2007 год составляло 63,7 млн человек, что ставило Францию на 20-е место в мире и 4-е место в Европе по количеству населения. Столица — Париж. Крупнейшие города страны: Лион, Марсель, Лилль, Тулуза и Ницца. . Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.

    После Октябрьской революции 1917 года Октябрьская революция 1917 года в России — вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти, начало ликвидации капитализма и перехода к социализму. правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

    24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный Владимиром Ильичем Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 года. В нем, в частности, говорилось: «…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

    16 сентября 1857 года Джейн Пирпонт из Бостона получила авторские права на песню «One Horse Open Sleigh», более известную как «Jingle Bells». Эта рождественская песенка была написана для представления в воскресной школе и ныне без неё не обходится ни один рождественский праздник:

    Гонения Рождества советской властью

    С 1917 по 1930 год Дед Мороз и Снегурочка были «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подвергались гонениям со стороны советской власти:

    Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 -1940; советский, партийный деятель, репрессирован) «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

    Еще про Новый год из другого источника

    В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, — крестный ход, чтение Евангелия Евангелие (от греческого euangelion — благая весть) — богослужебная книга, содержащая тексты Евангелий. В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-тетр, или четий (для чтения); Евангелие-апракос (служебный тип Евангелия); Евангелие толковое; Евангелие учительное. и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, — большая редкость на Руси в те времена. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, — пироги, калачи, пряники, а также одежду.

    В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал «Домострой», подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также «заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные» и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты и караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка. Без приглашения в гости не ходили, — «незваный гость хуже татарина», гласила русская поговорка.

    Смотрите так же:  Как платить налог на транспорт 2018

    Новая реформа календаря пришлась на царствование Петра I (1672 -1725). 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ «О праздновании Нового года» в котором, в частности, говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить». Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.

    Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января «по примеру всех христианских народов» живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

    В Кремле, по случаю наступления Нового года, проходили пышные празднества. После молебна Молебен — церковное богослужение, содержащее благодарственное или просительное моление. Молебны разделяются на общественные (совершаемые в храме перед Литургией или после нее, после Утрени или Вечерни ) и частные (могут совершаться на дому по желанию отдельных лиц). Порядок службы молебна содержится в «Книге молебных пений» и в Требнике. в Успенском соборе, на Красной площади проходил парад войск, которые шли с барабанным боем, распущенными знаменами и музыкой. Под колокольный звон, пушечную и ружейную пальбу «его величество с приятною ласкою поздравлял всех с Новым годом и взаимно от всех принимал поздравления». Давался «великий стол» для знатных особ, на котором присутствовало не только «ренское вино» и другие заморские диковины. По-прежнему варили и подавали: «пиво приказное, хмельное, мартовское, ячное, легкое», «брагу пряную», «квас овсяный, ячный», «мед приказной, с гвоздцы, паточный, вареной, цыженый, с кардамоном, малиновый, обарной». У построенных в Москве трех триумфальных арок выставлялись яства и чаны с вином и пивом для простого люда. Вечером пускались фейерверки, потешные огни, звучали пушечные выстрелы. Во дворце давались бал и ужин. Современники Петра I отмечали, что во время новогодних торжеств в Москве пальба не умолкала в течение недели.

    После смерти Петра I, созданные им традиции встречи нового года сохранились и при преемниках. В «женский век» к парадам и фейерверкам, прославляющим военные победы, добавились музыкальные вечера, более красочными стали балы. На придворных маскарадах Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски и характерные костюмы. , все должны были быть в «маскерадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах…», ибо главной интригой на маскараде было не быть узнанным. Бал открывал менуэт Менуэт (французское menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский танец, с середины 17 века бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3 /4. , этикетный символ 18 века, полонез или «польский» танец. На новогоднем столе, кроме традиционных для России напитков, появились кофе, шоколад, лимонад и др.

    В поместьях основной частью праздника было застолье. Первыми подавались холодные кушанья: ветчина и буженина, прошпигованная чесноком, затем шло горячее — зеленые щи, раковый суп с пирожками и слоеным паштетом. Свежепросольная осетрина, чищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки так и манили попробовать их на вкус.

    Следует, однако, отметить, что предписания Петра об украшениях домов сохранились к этому времени только в убранстве питейных заведений. Перед Новым годом у ворот кабаков или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение 18 и 19 веков.

    И еще про Новый год из другого источника

    Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца «авив» (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 году до Рождества Христова Юлием Цезарем. Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

    В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был преподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.

    Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях — со дня святой Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии Англия (England, позднелатинское Anglia) — административно-политическая часть Великобритании, ее историческое ядро. 131 тыс. кв. км (54% площадь государства). Население 50 млн человек в 2004 году. Главный город — Лондон.

    Административно разделена на 75 графств (и приравненных к ним территорий), 6 метрополитенских графств (объединяют крупные конурбации) и особый административный регион Большой Лондон. Существует также деление на исторические (церемониальные, традиционные) графства. В пределах Англии находится свыше 70% всех городов Великобритании, 6 (из 7) крупных конурбаций.

    В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года — 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

    Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством). , стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест.

    Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: «Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты Архимандрит (греческое archimandrites) — старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели православных монастырей. , и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки». Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: «Аминь». Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.

    Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.

    Царь Пётр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и Супруги Царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей Царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и в высоких ботфортах. «Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах», Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.

    Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что «не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. января 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах».

    Известный сподвижник царствования Великого Государя, архиепископ Новгорода и Великих Лук, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения этой перемены спрашивал «пономарей и апостатей», недовольных этим «погублением лет Божиих»: «Что приличнее и честнее есть? Праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?» Далее, кратко, с большим учёным авторитетом, он разъяснял:

    «От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший».

    Болезненно отозвалась в умах и сердцах людей старого закала такая перемена, но, ограничившись одним лишь глухим ропотом невежественных людей, привилось это нововведение без всяких смут, площадных драк и уличных кровопролитий, вызывая лишь время от времени бранные писания «ревнителей древляго благочестия» Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». В знак того доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класт, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

    Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной.

    Новогодние приметы

    С Новым годом связано немало интересных обычаев и примет. Например, почти у всех народов Европы, Азии, Индокитая существует обычай забрасывать под Новый год монетку в подпол своего дома. Это дань духам, покровительствующим жилищу.

    В английских деревнях стараются на Новый год «снять сливки с колодца» — первым в году набрать воду.

    Говорят, счастье зависит и от того, кто первым придет в Новый год в ваш дом. Если добрый и богатый — жди удачи. А скучный, злой и бедный — к беде.

    Казалось бы, что может быть хуже незваного гостя? А вот в шотландских деревнях под Новый год такому гостю рады. Но не любому, а обязательно черноглазому брюнету, да ещё со смуглой кожей. Тогда хозяевам дома улыбнётся судьба. А если гость окажется к тому же высоким, красивым, пышущим здоровьем — совсем хорошо!

    Словом, каков гость — таков и год. И гость непременно должен одарить хозяев подарком. Неважно каким, хоть куском угля, но от чистого сердца и со словами: «да будет всегда огонь в вашем очаге».