Полномочия функциональных руководителей

Линейные и функциональные связи в структуре управления

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Линейная форма связи

В организационной структуре управления важное место занимают линейные и функциональные связи. Существующие типы организационных структур управления производством отличаются друг от друга способом реализации линейных и функциональных взаимосвязей. Преобладание связей того или иного вида предопределяется требованиями развивающегося производства. Выбор определенного способа взаимосвязей в организационной структуре управления — сложный процесс развития самого производства и управления им.

Наиболее простой формой связи в управлении производством является линейная (иерархическая). Сущность линейной формы связей в структуре управления состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит руководитель (орган), который подотчетен вышестоящему руководителю (органу). Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника. Такая схема подчиненности и подотчетности — основной признак линейного управления. При этом звенья линейного управления, в общем, соответствуют звеньям производства, между которыми установлены четкие и простые взаимосвязи. Здесь заключено одно из главных преимуществ данного типа связей и линейного управления в целом.

К достоинствам линейной связи в структуре управления можно отнести также получение подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений; полную ответственность каждого руководителя за результаты работы; обеспечение единства руководства сверху донизу, т. е. реализацию принципа единства распорядительства.

Недостатком линейной формы связи в структуре управления является то, что руководитель должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для руководства соответствующим объектом. Кроме того, при линейной форме связи в структуре управления отсутствуют специалисты по реализации отдельных функций управления. Использование линейной формы связи не отвечает в полной мере возрастающим требованиям современного производства, основным тенденциям развития его технологии, экономики и организации.

Функциональная форма связей

Функциональная форма связей в структуре управления повышает его эффективность за счет участия в работе квалифицированных специалистов, хорошо знающих конкретные области производства и управления и подготавливающих обоснованные решения. Такая структура управления позволяет разгрузить линейных руководителей от необходимости—детального знания всех сторон управления. Функциональная форма легко реагирует на потребности практики Путем создании новых функциональных служб. Вместе с тем функциональная форма связи нарушает единство распорядительства и снижает ответственность за работу, так как исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей, что приводит к снижению ответственности в работе и нарушению единоначалия! В «этом случае на предприятиях и в объединениях различные задания даются функциональными отделами непосредственно цехам без согласия директора или его заместителей. В деятельности министерств имеются случаи обращения центрального функционального аппарата непосредственно к предприятиям и производственным объединениям (по вопросам планирования, отчетности и т. д.), минуя руководителей промышленных объединений (главных производственных управлений).

Так, наряду с «линейной иерархией» иногда формируется «функциональная иерархия», и решения передаются по ее ступеням. Обычно это приводит к двойному подчинению: ступени управления в целом соответствуют структуре линейного управления, функциональные же звенья каждой из этих ступеней одновременно подчинены руководителю данной ступени управления и соответствующему функциональному звену вышестоящей ступени управления. Двойное подчинение направлено на устранение коренного противоречия организационной структуры управления, а именно на сочетание интеграции функций на каждой ступени управления и специализации функций по звеньям. Начальник цеха, осуществляя управление производством, получает «функциональные указания» из различных отделов заводоуправления и пытается найти их оптимальное решение. В некоторых случаях, получая распоряжения от нескольких вышестоящих функциональных отделов, он не знает их приоритетов. Возможны ситуации, когда он вынужден бездействовать из-за противоречивости поступивших указаний.

Часто у функциональных руководителей наблюдается склонность переоценивать значение своего участка работы. Все эти недостатки функциональной структуры растут по мере усложнения управления и соответственно с увеличением числа функциональных подразделений. Проблема заключается уже не столько в том, что каждая служба пытается ускорить продвижение своих распоряжений, сколько в том, что поставленную задачу ни одна служба не может решить полностью.

Отмечая недостатки функциональной структуры, следует помнить, что в свое время именно эта структура способствовала повышению научного уровня управления и широкому привлечению специалистов. Но эти достоинства не могли преодолеть ее недостатков, и жизнь выдвинула другую форму связей в структуре управления — линейно-функциональную, сделав ее господствующей.

Линейно-функциональная форма связей

В процессе развития линейное управление органически сочетается с функциональным и появляется линейно-функциональная (штабная) форма связей в структуре управления, свободная от недостатков, присущих отдельно линейной и функциональной структурам. При линейно-функциональной форме связей у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов, ячеек управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов), которые соответствуют определенной конкретной функции управления.

Линейно-функциональная форма связи в структуре управления требует создания специальных советов, коллегий, в которых линейные руководители совместно с функциональными руководителями и экспертами могут согласовать свои действия и решения. Но и линейно-функциональной (штабной) системе присущи недостатки: иногда наблюдаются искусственное расширение аппарата управления, его отрыв от производства, неоправданное увеличение расходов на управление и т. д.

В настоящее время линейное управление, не подкрепленное функциональным управлением (штабом), стало сравнительно редким явлением. В чистом виде линейное управление сохраняется в руководстве участком, особенно при бес цеховой структуре, а также при руководстве бригадой.

Соотношение между линейными и функциональными связями определяет меру сочетания управления, раздробленного по функциям, и комплексного управления, охватывающего все функции. Это соотношение характерно для современных систем управления.

Общей тенденцией является расширение роли функционального управления по мере подъема к более высоким ступеням управления. Эта роль выше в заводской системе управления по сравнению с управлением цехами и еще шире во вне заводских ступенях управления производством.

Дальнейшее разделение труда в сфере управления усиливает обособление функциональных звеньев, организационно изолированных от линейных звеньев, непосредственно связанных с производством. На различных ступенях управления наряду с комплексными органами, использующими все основные функции, формируются специализированные органы, охватывающие лишь ограниченный круг функций и являющиеся, поэтому органами функционального управления. Так складываются два основных типа органов управления — линейные (комплексные) и функциональные (локальные), специализированные по функциям. Напомним, что линейное управление — это руководство производством по всей совокупности функций [министерство — промышленное объединение — производственное объединение (предприятие) — цех — участок]. Функциональное управление — это руководство производством по реализации конкретных функций управления со стороны специализированных органов управления (комитетов, управлений, отделов, бюро и т. п.).

Так, например, руководство промышленностью СССР в целом осуществляет Совет Министров СССР, который в своей работе опирается на помощь линейных органов — отраслевых министерств и центральных функциональных органов народного хозяйства (Госплан, Госстрой, Госснаб, Госкомитет по науке и технике, ЦСУ и т. д.).

В зависимости от организационно-технических особенностей отрасли промышленности подчинены министерствам трех видов: общесоюзным, союзно-республиканским и республиканским. Общесоюзные министерства осуществляют руководство машиностроительными отраслями и рядом отраслей добывающей промышленности, требующими единого технического руководства предприятиями в масштабе всей страны независимо от их территориального размещения.

Ряд отраслей промышленности (например, легкая, пищевая) находится в союзно-республиканском подчинении. Тем самым обеспечивается участие союзных республик в управлении предприятиями этих отраслей путем создания, как союзно-республиканских министерств СССР, так и одноименных министерств в союзных республиках, которым непосредственно подчиняются предприятия и ПО, находящиеся на их территории. Союзно-республиканские промышленные министерства подчиняются как Советам Министров союзных республик, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР.

Развитие линейно-функциональной формы связи в структуре управления привело к возникновению так называемой системы ограниченного функционализма. В такой системе специализированные подразделения обладают некоторыми (ограниченными) правами в отношении нижестоящих ячеек.

Линейно-функциональные связи в структуре управления особенно эффективны при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач. Они обеспечивают максимальную стабильность организации, создают наиболее благоприятную основу для формальной регламентации полномочий, ответственности и характера взаимодействия руководителей подразделений и отдельных работников. Однако линейно-функциональные структуры управления не всегда обладают необходимой гибкостью и приспособляемостью при возникновении новых задач. Они затрудняют мел

Программно-целевая форма связей

Программно-целевая форма связей в структуре управления возникает в процессе дальнейшего развития линейно-функциональной структуры управления. Ее цель — устранять проблемы, повторяющиеся в процессе координации деятельности функциональных звеньев (органов).

Она не отрицает линейно-функциональную структуру, а сосуществует с ней. Для этого в аппарате управления временно назначается ответственный руководитель, создается координирующий орган, работающий по определенной программе. Задача органа — обеспечить в короткий срок решение конкретно поставленной цели, проблемы путем рациональной координации деятельности соответствующих функциональных отделов. Вот почему в координирующий орган направляются специалисты из разных функциональных отделов. После достижения цели и окончания работы по специальной программе координирующий орган расформировывается, а его работники возвращаются в функциональное подразделение, в котором работали ранее.

Для обеспечения взаимодействия и координации функциональных отделов, органов необходимо учитывать их компетентность и соответственно классифицировать их задачи, права и обязанности, а также согласованность между задачами, правами и обязанностями с учетом декомпозиции этих задач в управлении.

Использование программно-целевого управления предусматривает решение следующих задач:

— своевременную эффективную реализацию научно-технических разработок в производстве и в управлении;

— освобождение вышестоящих руководителей от функций оперативного руководства этими разработками, программами;

— решение территориально-производственных задач;

— повышение оперативности текущего руководства выполнением программ путем приближения органов управления программами к исполнителям и создания прямых «горизонтальных» связей между ними, минуя вышестоящее руководство;

— обеспечение более устойчивого функционирования всей системы и ее развития;

— обеспечение более эффективной системы контроля за ходом выполнения работ по программе и материального стимулирования за более качественное и своевременное выполнение работ.

Программно-целевое управление позволяет обеспечить больший динамизм и адаптируемость организационной структуры управления к потребностям развития производства и управления.

К видам программно-целевой структуры управления относят: матричную структуру, управление по проекту, управление по продукту, службу внедрения нововведений и ряд других.

При матричной структуре за каждым работником функциональных служб закрепляется определенный проект (продукт). Применение матричной структуры для организации работы внутри аппарата управления приводит часто к отношениям двойного подчинения, так как работник одновременно числится в двух подразделениях: в управлении по проекту (продукту) и в функциональной службе. Руководитель проектного органа намечает, что и когда должно быть сделано. Руководитель функциональной службы ищет пути решения задачи, утверждает предложения специалиста. Матричные структуры применяются как в рамках всей организации, так и в отдельных службах.

Программно-целевые структуры управления имеют много модификаций. Все они характеризуются четкой ориентировкой на достижение конкретных целей, высокой гибкостью, точным периодом функционирования с указанием даты прекращения работы.

Программно-целевые структуры управления нашли широкое применение в промышленности. Например, в организационную структуру управления объединениями «Уралэлектротяжмаш» и «КамАЗ» введена разветвленная система меж функциональной координации разных уровней системы управления. Это обеспечивает высокую степень централизации выполнения методических, плановых, контрольных и аналитических работ, сосредоточенных в основном в централизованном аппарате объединения. Оперативно-исполнительские функции осуществляются самими производственными подразделениями. Недостатком такой структуры является множественная подчиненность. Ее применение оправдывает себя на крупных предприятиях с большой номенклатурой выпускаемой продукции и сложной технической подготовкой производства.

Среди крупных предприятий с массовым типом производства необходимо отметить опыт Волжского автомобильного завода. В основу системы управления ВАЗом положена модернизированная линейно-функциональная структура. В крупных цехах аппарат управления представлен только линейными руководителями. Функциональный аппарат сосредоточен на уровне производств и генерального директора, что освобождает функциональные отделы от решения мелких текущих вопросов в цехах. Функциональные отделы наделены каждый в сфере своей компетенции правами и обязанностями. Это позволяет руководителям цехов сосредоточить внимание на решении главной задачи: выполнении производственной программы по установлению номенклатуры и качеству. Управление ВАЗом отличается системным и четким разделением функций, стимулированием их качественного выполнения на основе хозрасчетного механизма.

Следует отметить также и опыт объединения «Калужский турбинный завод» (единичный и мелкосерийный тип производства). Здесь внедрена функционально-объектная форма связей в структуре управления, сущность которой состоит в том, что из числа наиболее квалифицированных работников функциональных подразделений выбирают специалистов и назначают их ответственными руководителями по отдельным конкретным объектам или работам. Внутри подразделения они также отвечают за деятельность данного объекта не только в рамках, закрепленных за ними функций, но и по всем остальным функциям. Функционально-объектная форма связей в структуре позволяет решать почти те же проблемы, что и матричная, по без упомянутой множественности в подчиненности.

На основании генезиса линейных и функциональных связей в системе управления определились новые тенденции в совершенствовании организационных структур, в том числе:

— в развитии линейно-функционального механизма с помощью использования программно-целевого управления;

— в разработке и внедрении таких организационных условий и структур управления, которые обладали бы необходимой гибкостью, динамичностью, способностью непосредственно воздействовать на ускорение всего цикла прохождения новой техники — от идеи до внедрения;

— в проектировании структур управления с минимально возможным количеством взаимных связей между подразделениями;

— в большом учете социальных особенностей организации, отношений между ее членами, в том числе неформальных связей.

Общая тенденция направлена на то, чтобы современную организационную структуру управления дополнить элементами и связями — производными от элементов научно-технической революции.

Обслуживание клиентов тур фирмы
Обеспечение безопасности туризма
Организация и проведение туристского маршрута
Организационно-правовые основы работы туристского предприятия
Составление контракта международной купли-продажи

Назад | | Вверх

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Функциональные полномочия

Функциональные полномочия широко распространены, так как комплексные современные организации часто требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовые отношения и контроль занятости. Им также необходимо в некоторых случаях иметь гарантию, что опыт работников аппарата будет несомненно использоваться именно тогда, когда он действительно нужен. Если бы каждое решение аппарата в таких важных областях проходило через всю линейную иерархию крупной организации, слишком много времени тратилось бы напрасно. На схеме организационной структуры функциональные полномочия обозначаются пунктирной линией. [1]

Функциональные полномочия — это полномочия, предоставляющие право управляющим линейных, штабных или обеспечивающих подразделений принимать решения, объектами которых являются работники или операции, непосредственно контролируемые другими управляющими. Например, начальник отдела контроля качества может быть наделен правом принимать окончательное решение о прекращении производства транзисторов. Эта формулировка может быть дополнена указанием о том, что ни мастер, ни старший мастер, ни начальник цеха, ни даже управляющий производством не имеют права отменить решение начальника отдела контроля качества. [2]

Если двойной подчиненности нельзя избежать, то следует сделать все, чтобы четко определить функциональные полномочия . Например, кассир банка оплачивает чеки от 500 до 1000 долл. [3]

В практике управления различными организациями применяются: рекомендательные полномочия, полномочия обязательного согласования, параллельные полномочия, функциональные полномочия и линейные полномочия внутри аппарата. [4]

Аппаратные ( штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия . Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата. [5]

Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия . [7]

Аппарат, обладающий ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. По существу, линейные полномочия президента организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия устраняют разлития между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей. [8]

Как штабная организация обеспечивает функционирование линейной. Штаб оказывает своими советами помощь работникам линейных, обслуживающих и других подразделений организации. Штабные службы могут также иметь функциональные полномочия и принимать решения по вопросам, относящимся к конкретным функциям организации. [9]

Функциональные полномочия широко распространены, так как комплексные современные организации часто требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовые отношения и контроль занятости. Им также необходимо в некоторых случаях иметь гарантию, что опыт работников аппарата будет несомненно использоваться именно тогда, когда он действительно нужен. Если бы каждое решение аппарата в таких важных областях проходило через всю линейную иерархию крупной организации, слишком много времени тратилось бы напрасно. На схеме организационной структуры функциональные полномочия обозначаются пунктирной линией. [10]

В структуре управления организацией различают линейные и функциональные связи. Линейные связи устанавливаются по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движения информации между так называемыми линейными руководителями. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями управления. Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать работу, рекомендовать, советовать или помогать работникам. Если тому или иному сотруднику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, то он получает так называемые функциональные полномочия . [11]

Рекомендательные полномочия ограничены консультациями и рекомендациями линейному руководству. Решение воспользоваться этими рекомендациями или проигнорировать их остается за линейным руководителем. Полномочия обязательного согласования предусматривают обязательное обсуждение ( согласование) линейным руководством принимаемого решения со штабным аппаратом. Однако линейный руководитель не обязан следовать представленным рекомендациям аппарата. Целью параллельных штабных полномочий является ограничение власти и установление контроля над деятельностью линейного руководителя за счет профессиональной оценки принимаемых им решений для предотвращения грубых ошибок. Функциональные полномочия практически устраняют различия между линейными и штабными полномочиями. [12]

Виды полномочий

В современных условиях никто не в состоянии единолично руководить организацией и решать все возникающие проблемы, даже те, которые непосредственно входят в круг служебных обязанностей. Во-первых, есть физиологические ограничения отдельного человека, во-вторых, отдельные функции и проблемы настолько специфичны, что требуют использования знаний и опыта многих людей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, руководитель делегирует решение других проблем, а также необходимые для этого права и ответственность подчиненным, обладающим знаниями, опытом, заинтересованностью в управлении. Таким образом, происходит расщепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между субъектами управления и наделения их соответствующими полномочиями.

Полномочия — это совокупность официально представленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения и отдавать распоряжения в интересах предприятия.

По сути, полномочия являются ограниченным правом должностного лица на использование ресурсов и командование людьми. Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование.

В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Но это не означает, что ответственность, так же как и полномочия, может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. На рабочем столе одного из президентов США Г.С. Трумэна была нанесена гениальная фраза: «Больше ответственность сваливать не на кого».

В каждом звене управленческой структуры важным условием ее функционирования является соответствие полномочий и ответственности. Превышение полномочий над ответственностью может привести к административному произволу, а обратная ситуация — к параличу управленческой деятельности.

Нельзя путать полномочия и власть. Власть представляет собой реальную способность влиять на ситуацию. Поэтому можно иметь власть, не обладая полномочиями, и, наоборот, иметь полномочия, не обладая властью. Другими словами, полномочия определяют лицу, занимающему должность, то, что он имеет право делать, а власть определяет, что он действительно может делать.

Полномочия делегируются должности, а не субъекту, который занимает ее в данный момент. Как говорят, «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда субъект меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой, т.е. делегирование невозможно, пока на должности нет человека, и поэтому обычно говорят о делегировании полномочий субъекту.

В структуре управления полномочия подразделяются на линейные и штабные.

Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия представляют руководителю узаконенную власть и право принимать определенные решения без согласования с другими руководителями. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации.

Штабные полномочия делегируются аппаратно-штабной деятельности, которая нацелена на обслуживание (разгрузку) руководителей и помощь в выполнении ими функций.

Каждый элемент управленческой структуры является носителем управленческих полномочий, которые бывают следующих видов: распорядительные, рекомендательные, координационные, согласительные, контрольно-отчетные.

Распорядительные полномочия дают его обладателям право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Они бывают линейные, предписывающие распоряжение по иерархической цепочке управленческой структуры, и функциональные, осуществляемые в условиях косвенных связей и предписывающие, как действовать, чтобы достичь цели.

Рекомендательные полномочия носят характер предложений, советов, рекомендаций. Эти полномочия могут быть предписаны референтам, консультантам и другим субъектам организационной структуры управления.

Координационные полномочия. Организационная структура базируется на разделении работы по отдельным функциям и частям. Соответствующие подразделения и отделы тем или иным образом связаны между собой для решения общих целей. Процесс такого взаимодействия называют координацией, которая в значительной степени позволяет путем согласованных действий обеспечить достижение поставленных целей. Следовательно, координация — это один из элементов реализации управленческих полномочий через процесс принятия решений.

Необходимость в координации возникает и внутри любого подразделения. Если координация между подразделениями является прерогативой менеджеров высшего звена, то координация внутри подразделений соотносится с полномочиями их руководителей. Хорошо скоординированное предприятие достигает высокой степени сотрудничества как между подразделениями, так и внутри их с высокой общей культурой, позволяющей преодолевать противоречия и возникающие трудности. Тем не менее проблемы в координации постоянно возникают, и следствием их являются следующие причины:
Различия в функциональном подходе. Например, в отделе сбыта цели наилучшим образом достигаются при помощи увеличения числа модификаций продукции, в бухгалтерии — посредством контроля за уровнем издержек, в отделе кадров — за счет профессионального подбора и подготовки кадров. Вследствие того, что каждое подразделение имеет свою специальную и ограниченную точку зрения, неизбежно возникают сложности в их координации.

Различия в сроках выполнения работы. Одни подразделения стремятся выполнить работу быстро (например, эксплуатационные), другие, например исследовательские, работают над проблемой долгие годы, т.е. такого рода различия тоже трудно согласовать.

Различия в стиле руководства. В одних отделах принят авторитарный стиль управления, в других — более демократичный. Это приводит к нарушению коммуникаций и консультаций между подразделениями, антагонизму, нарушающему совместную работу.

Различия в сроках контроля служащих. Возникают из-за различия в характере решаемых задач и также влияют на проблемы их интеграции.

Устаревание структуры. Происходит в связи с изменениями в отдельных ее элементах, что приводит к снижению управленческой координации.

Основным способом достижения координации является организационная структура. Эта иерархия создается для обеспечения того, чтобы в ключевых вопросах, где работа смежных подразделений нуждается в интеграции, существовал определенный уровень координации. При этом создаются системы коммуникации между управленцами и исполнителями, чьи совместные усилия необходимы для достижения конкретных целей. Часто они формируются в неофициальном порядке и активизируются в случае необходимости.

Типичным средством достижения координации являются комитеты, рабочие группы и заседания, которые иногда принимают постоянно действующую форму. В отдельных случаях назначаются специальные служащие для поддержания связей и осуществления задач, требующих совместных действий нескольких подразделений.

Для согласования сроков межотраслевых обязательств по введению конкретных изменений могут назначаться проектные группы.

Согласительные полномочия состоят в том, что его обладатель в обязательном порядке высказывает свое мнение (в пределах полномочий) о принимаемом решении. Эти полномочия могут нести предостерегающий или блокирующий характер. Первым располагает тот, кто проверяет решение на соответствие с известными нормами (например, юрист). Вторым — тот, без согласия которого не может быть принято решение (например, главный бухгалтер).

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей и направлять полученные результаты в вышестоящие инстанции.

Линейные и функциональные структуры управления

Соответствующая структура управления является простой линейной (на предприятиях она получила название бесцехо- вой).
Принятие решений здесь полностью сосредоточено в руках одного лица (руководителя, хозяина), который непосредственно направляет всю деятельность исполнителей и объединяет в своих руках полномочия (с преобладанием линейных).
Схема такой структуры приводится ниже (рис. 19.1).

Рис. 19.1. Простая линейная структура

С ростом масштабов организации и углублением разделения труда в ней появляются подразделения. Управленческая структура усложняется, превращается из одноуровневой в двухуровневую (руководитель организации — руководитель подразделения).
Линейный характер связи между субъектами прослеживается здесь гораздо нагляднее, чем в предыдущем случае. Но полномочия первого лица остаются еще функционально не расчлененными, и на него в основном возлагается ответственность за направление и координацию текущей работы исполнителей. Такая управленческая структура получила название сложной линейной (рис. 19.2).


Рис. 19.2. Сложная линейная структура

В целом линейные структуры имеют четко выраженные линии подчинения, предполагают прямое воздействие руководителя, в руках которого сосредоточены все виды полномочий, на объект управления.
Это обеспечивает оперативность и точность действий, исключает получение исполнителями противоречивых заданий, возлагает полную ответственность за все на первое лицо.
Однако в таких структурах не предусмотрено использование специалистов (их функции выполняют руководители). В условиях отсутствия горизонтальных связей это приводит к чрезмерным информационным перегрузкам, увеличению сроков принятия и невысокой эффективности реализации решений.
Рост размеров и усложнение деятельности организаций (прежде всего промышленных предприятий) привели к тому, что их подразделения стали группироваться по функциональному принципу, т. е. по основным направлениям деятельности (производство, сбыт, управление, финансы и проч.).
Они организационно оформлялись в цехи и корпуса (объединение нескольких цехов, связанных технологически), осуществляющие несколько производственных или хозяйственных функций. Структура органов управления ими, организованная в соответствии с линейным принципом, оказывалась многоуровневой (3—5 и более «этажей»).
Успешное руководство в этих условиях требовало глубоких и разносторонних знаний, которыми один человек уже не мог обладать.
Эту ограниченность пытался преодолеть Ф. Тейлор, предложивший функциональную структуру управления (рис. 19.3) (не путать с принципом построения самой организации!), в рамках которой рабочий получал указания от 8 узкоспециализированных функциональных руководителей вместо бригадира и мастера.
«Мастерская, вообще весь завод должны управляться не столько директором- распорядителем, управляющим или начальником мастерской, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайней мере в теории, завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор-распорядитель, управляющий и их помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца».

На предприятиях такими лицами являются, например, главный инженер, главный технолог, главный бухгалтер и др. Они отдают производственным звеньям обя-


Рис. 19.3. Функциональная структура управления
Однако, несмотря на теоретические достоинства, на практике такой подход оказался нежизнеспособным. Нескоординированные решения специалистов в его рамках, какими бы хорошими они сами по себе ни были, неизбежно вступают в противоречие друг с другом (не зря же говорит китайская пословица: «Много кормчих — корабль разбивается»). Борьба же за приоритетность их реализации порождает конфликты и вносит дезорганизацию в систему управления.
В качестве примера можно представить себе ситуацию, которая сложится в учебном заведении, если каждый преподаватель, угрожая двойками, будет требовать от студентов заниматься только его, пусть действительно важным и нужным, предметом, забросив все остальные.
/>
Рис. 19.4. Линейно-штабная структура управления

Появление штабных подразделений было обусловлено сложностью и комплексностью управления, необходимостью оказания администрации постоянной помощи со стороны специалистов. Последние (при наличии необходимой информации) более квалифицированно и оперативно выполняют текущую аналитическую и подготовительную работу, освобождая от нее руководителей.
Преимущества построения органов управления на основе линейных принципов
с привлечением специалистов состоят в следующем: путем централизации на высшем уровне важнейших решений обеспечивается стратегическая направленность управленческого процесса, облегчается интеграция текущих и перспективных задач; в результате предельной рациональности структуры исключается дублирование управленческих функций и тем самым достигается экономия затрат; за счет четкости и надежности коммуникаций появляется возможность без задержки доводить до исполнителей и реализовывать управленческие решения; на основе концентрации в штабных подразделениях высококвалифицированных специалистов, занятых подготовкой решений, поддерживаются высокие стандарты деятельности.
В то же время линейно-штабная структура управления обладает рядом существенных недостатков.
Во-первых, сохраняется основной порок линейного подхода к управлению, когда все решения принимаются первым лицом независимо от того, насколько они важны. Поэтому его перегрузка остается прежней, просто снимается необходимость быть глубоким специалистом во многих областях.
Во-вторых, в результате запаздывания информации решения зачастую оказываются несвоевременными.
В-третьих, из-за отсутствия горизонтальных связей здесь затрудняется координация деятельности подразделений, синхронизация их работы, возникают дополнительные конфликты.
В-четвертых, глубокая специализация внутренних процессов и четкие однозначные линии подчинения приводят к тому, что подобная структура быстро закос
теневает и бюрократизируется. Все это замедляет развитие организации по сравнению с имеющимися возможностями.
В-пятых, работники аппарата оторваны от практики и, несмотря на высокую квалификацию, предлагаемые ими решения часто недостаточно эффективны. Но ответственности при этом они ни за что не несут.

Энциклопедия менеджмента

Выделяется несколько видов управленческих полномочий: распорядительные, рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные. Рассмотрим их более подробно.

Суть распорядительных состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть линейными и функциональными.

Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой первые предписывают вторым что, когда и где те должны делать, или наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели, несут ответственность за каждого исполнителя и координацию работ. Линейные полномочия персонифицируют и упрощают взаимоотношения между руководителями и подчиненными.

Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений (производственных, сбытовых, финансовых и пр.), организации труда персонала, создания условий, необходимых для выполнения людьми своих обязанностей, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения управленческих решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами то, к а к действовать, чтобы достичь целей.

Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты фирмы (главный бухгалтер, главный экономист и пр.) и руководители соответствующих служб (например, плановой).

Какие полномочия относятся к линейным, а какие — к функциональным определяется, прежде всего, исходя из миссии организации.

Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителями каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но, в отличие от предыдущего случая, эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и пр.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять его результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.

Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лицо или подразделение, которые ими наделяются, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организации. Координационными полномочиями обладают различного рода комитеты и комиссии, создаваемые на временной или постоянной основе для решения сложных или спорных проблем.

Наконец, согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствие решений руководителей действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В противном случае он не ставит своей визы под документом, свидетельствующей его правильность с юридической точки зрения. В то же время руководители могут игнорировать мнение юриста, беря на себя всю полноту ответственности за возможные негативные последствия.

Блокирующими, или параллельными полномочиями, обладает главный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого личной подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, вообще не может появиться.

Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, то есть необходимости отдавать отчет за принятые реше-нпя, активные действия и их последствия. Различают два вида ответственности: общую и функциональную.

Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель организует подбор кадров, отдает распоряжения и т.п. Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы и является уделом исполнителя.

Если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя. Поэтому соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.

Смотрите так же:  Договор безвозмездного пользования квартирой для прописки