Полномочия судов основного звена

Тема V. Основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрис­дикции. Его полномочия, место и роль в судебной системе; этапы становления и развития.

Состав районного суда. Председатель суда (судья), его права и обязанности. Полномочия председателя суда по организации рабо­ты в суде. Народные заседатели, их функции в районном суде.

Организация работы в районном суде: Аппарат суда, его состав и задачи.

Районный суд как основное звено судебной системы

Главная > Реферат >Государство и право

Районный суд-основное звено судебной системы…………..

Полномочия районного суда………………………………….

Организация деятельности районного суда………………….

Состав районного суда…………………………………………

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных учреждениях, которые призваны ее осуществлять. К таким учреждениям относятся суды. Именно они наделены такими ответственными полномочиями, которые в совокупности образуют то, что принято именовать самостоятельной ветвью государственной власти – судебной.

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»[1]. «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается»[2].

Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и сегодня, до реального становления в России института мировых судей, является основным звеном судебной системы, рассматривая и разрешая более 90% уголовных и гражданских дел.

Правовой основой деятельности районного суда является Конституция Российской Федерации, ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

1.Районный суд-основное звено судебной системы

В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судебной власти, а так же тем объемом работы, который фактически ми выполняется.

Ежегодно федеральные суды общей юрисдикции всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях. Из общей массы таких дел на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции ( краевых, областных, военных судов, мировых судей и т.п.) или арбитражных судов.

Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях – они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами [4].

В связи с этим принято районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ. Их организация определяется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогичной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе(городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Законом о судебной системе.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов [3].

2.Полномочия районного суда

В наши дни районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций — первой инстанции, второй (апелляционной) инстанции и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции, по первой инстанции, т. е. принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.)[5].

Полномочия второй (апелляционной) инстанции выполняются районными судами сравнительно недавно — с момента принятия законов от 7 августа 2000 г., внесших коррективы в УПК и ГПК. В соответствии с этими коррективами районные суды получили возможность реально осуществлять контроль за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.

Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений прокуроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблюдением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установлена для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с участием сторон, с возможностью повторного непосредственного исследования всех или части доказательств. которые уже были рассмотрены мировым судьей, и т. п. В случае признания апелляционной жалобы или представления полностью или частично обоснованными районный судья выносит апелляционное решение или апелляционный приговор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апелляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд.

Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по гражданским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения (с 1980 г.), а по уголовным делам — приговоры мировых судей (с 1 июля 2002 г.).

Для характеристики полномочий районного суда важно иметь представление прежде всего о содержании выполняемой им работы в качестве суда первой инстанции при разбирательстве уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях[6].

Из общего числа уголовных дел ему подсудна преобладающая их часть. До начавшегося в 2000 г. проведения мероприятий по образованию мировых судов районные суды ежегодно рассматривали более одного млн. дел такого рода. К их ведению не относилось лишь сравнительно небольшое количество уголовных дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Однако по мере создания мировых судов из ведения районных судов постепенно выходят и многие другие уголовные дела — как правило, дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Соответственно, там, где реально уже действуют мировые судьи, районные суды загружены уголовными делами несколько меньше[3].

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство большинства вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы «попутно». В последние годы на суды этого уровня, как уже отмечалось выше, во все возрастающих масштабах возлагалось разбирательство жалоб на незаконное и необоснованное, как правило, краткосрочное задержание по подозрению в совершении преступления, заключение под стражу на более длительный срок либо продление такого срока, прекращение органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также жалоб на некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. С введением 1 июля 2002 г. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия районных судов. На них возложено принятие решений по ходатайствам должностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда следственных действий, которые могут ограничить конституционные права граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без разрешения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телефонных переговоров, ареста имущества). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались. И данный участок работы составляет значительную долю того, чем призваны заниматься районные суды.

Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстанции. Фактически общее их количество превышает в 2—3 раза количество уголовных дел.

Гражданские дела подсудные судам районного уровня можно разделить на три группы:

дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

дела, возникающие из административно-правовых отношений;

дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного органа). Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т. д.

Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие. Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав участников сделки в судебном порядке.

Ко второй группе гражданских дел относятся дела по спорам, возникающим между гражданами и административными органами. Например, человек не согласен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возникающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.

Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела третьей группы — дела т. н. особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.

Полномочия судов основного звена

Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия — конституционная «монополия» судов [1] .

Единство судебной системы обеспечивается путем. применения всеми судами Конституции Российской Федерации. [2]

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

— Верховный Суд Российской Федерации;

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено — районные (городские) суды;

2) среднее звено — верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено — Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено [3] .

Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов [4] .

Судьям районных (городских) судов при разрешении дел приходится применять нормативные акты различного уровня и разной юридической силы, начиная от Конституции и федеральных конституционных законов до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления. Большое количество нормативного материала, не всегда логично изложенного, зачастую затрудняет осуществление правосудия. В этой связи большое значение принимают центральный законодательный акт страны – Конституция и принцип прямого действия Конституции.

Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Каждый из указанных вариантов имеет различную степень конкретизации в правовых актах, свои достоинства и недостатки.

Применение конституционных норм — императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона). В связи с этим встает вопрос определения полномочий правоприменителей и в частности судов общей юрисдикции по применению положений Конституции РФ.

На первый взгляд именно прямое применение Основного закона судами общей юрисдикции – лучшее решение в осуществлении судебного правосудия. Именно прямое применение Конституции позволит избежать множества ошибок, т.к. Конституция обладает высшей юридической силой. Но на практике прямое применение Основного закона происходит не так часто.

Смотрите так же:  Отсрочка уплаты госпошлины судебный приказ

Если обратиться к судебной практике на предмет анализа применения судами общей юрисдикции положений Конституции РФ в период: конец 1993 – конец 1995 гг., то можно заметить, что суды общей юрисдикции неохотно напрямую применяют положения Конституции РФ. И это понятно, Конституция 1993 г. – первая Конституция России, предусматривающая ее прямое действие. В советское время суд был лишь одним из правоохранительных органов, защищавших права граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) других граждан и юридических лиц. Незаконные действия (бездействие) должностных лиц, неправовые нормативные акты длительное время находились вне сферы судебного контроля. Конституция СССР прямо судами не применялась. Законодательные и исполнительные органы государственной власти принимали нормативные правовые акты, которые не могли рассматриваться судами на предмет их несоответствия Конституции СССР и союзным законам [5] .

Итак, впервые за историю конституционного права России принцип прямого действия нашел законодательное закрепление. Это новая правовая категория, в этой связи встает вопрос: как определить категорию «прямое применение Конституции»?

Как отмечают эксперты, прямое применение Конституции РФ — частный случай «саморегуляции», преодоления коллизий правовых норм. По общему правилу преодоления иерархических коллизий, приоритет имеет норма, имеющая более высокую юридическую силу. Думаю, у нас нет убедительных теоретических и практических аргументов для оспаривания вывода о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство над другими нормативными правовыми актами, должна применяться правоприменителями непосредственно (прямо) в процессе правоприменения [6] .

Обратимся, прежде всего, к непосредственному применению Конституции РФ. Правовая основа реализации этого варианта в самой общей форме заложена в статье 120 Конституции РФ. Пункт 2 этой статьи гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Более конкретно действия суда определены в ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», где говорится, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими высшую юридическую силу.

Однако вышеназванные положения не давали исчерпывающего понимания непосредственного применения Конституции РФ. В этой связи, спустя почти два года применения Основного закона Верховным судом РФ было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

В п.2 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил:

«Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения».

Из вышесказанного, однако, не следует, что суды общей юрисдикции вправе сами устанавливать противоречие федерального закона или иного нормативного акта Конституции Российской Федерации и на этом основании не применять такой акт. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 июня 1998 года N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции указал:

1. Предусмотренное статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты «а» и «б» части 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.

2. Суд общей юрисдикции (или арбитражный суд) придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.

Проиллюстрируем вышесказанное примером из практики:

«Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации… рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2002 г. частный протест прокурора на определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. по делу по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительным постановления Законодательного Собрания Алтайского края от 28 февраля 2000 г. N 53,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей частный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

военный прокурор Сибирского военного округа обратился в Законодательное Собрание Алтайского края с представлением о даче согласия на передачу в Барнаульский гарнизонный военный суд уголовного дела по обвинению депутата краевого Законодательного Собрания Сотникова В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.147 УК РСФСР.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2000 г. N 53 в даче такого согласия было отказано.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2000 г. N 53 недействительным, ссылаясь на то, что оно основано на нормах федерального закона, которые не подлежали применению в связи с противоречием их Конституции Российской Федерации.

Определением Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. в Конституционный Суд Российской Федерации был направлен запрос о проверке конституционности п.4 ст.13 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и вытекающего из него пункта 3 ст.14 этого же закона, которые фактически применены в оспариваемом прокурором постановлении и подлежат применению судом при рассмотрении настоящего дела. В связи с направлением запроса в Конституционный Суд Российской Федерации производство по настоящему делу было приостановлено.

В частном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене определения суда не усматривает.

В определении суда надлежащим образом мотивировано мнение суда о неопределенности, с его точки зрения, в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 118, 19 ч.1, подлежащие применению судом и примененные в оспариваемом постановлении депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания положения п.4 ст.13 и п.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст.101, 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» если при рассмотрении дела суд приходит к убеждению о неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации норм законов, подлежащих применению в рассматриваемом деле, он вправе направить соответствующий запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, приостановив в связи с этим производства по делу.

Доводы частного протеста основанием для отмены обжалуемого определения не являются, тем более, что в производстве Конституционного Суда Российской Федерации на момент вынесения обжалуемого определения имелось дело по запросам Верховного Суда Российской Федерации, Законодательного Собрания Красноярского края и гражданина Быкова А.П. о соответствии Конституции Российской Федерации статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Дело по этим запросам было рассмотрено Конституционным Судом Российской Федерации в судебном заседании 14 марта 2002 г., но к моменту рассмотрения настоящего дела в Верховном Суде Российской Федерации постановление по нему оглашено еще не было.

На основании п.1 ст.317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила: определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. оставить без изменения, частный протест прокурора Алтайского края — без удовлетворения» [7] .

3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты «а» и «б» части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.

[1] Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000-2002 годов) // Журнал российского права. — N 1. — январь 2003 г.

[2] Ст.3 и ст.5 ФКЗ «О судебной системе РФ» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 января 1997 г. — №1. — Ст. 1.

[3] Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/ Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Норма, 2003. – с.124.

[5] Ершов В.Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. — N 4. — апрель 2003 г.

[7] Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2002 г. N 51-Г02-11

5.1 Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе

Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета.

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа.

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уго- ловном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

дела об административных правонарушениях; —

вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания); —

вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера; —

вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК; —

жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;

б) принимаются в ходе досудебного производства решения: —

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; —

о продлении срока содержания под стражей; —

о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судеб- но-психиатрической экспертизы; —

о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; —

о производстве обыска и (или) выемки в жилище; —

о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; —

о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; —

о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; —

о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; —

о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст.

о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Районный суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

5.2 Правовой статус суда

5.2.1 Общая характеристика

Под понятием «суд» в уголовном и гражданском процессах понимается — не только районный суд, но и Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик, краевые, областные, городские суды, суд автономной области, суды автономных округов, военные суды, судьи (мировые судьи), действующие в пределах своей уголовно- процессуальной и гражданской процессуальной компетенции (п. 1 ст. 34 УПК). В арбитражном процессе «суд» — это также Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В уголовном процессе суд появляется с момента принятия им заявления о преступлении, принесения в его адрес жалобы на незаконное или необоснованное решение органа дознания, следователя, прокурора или передачи в суд уголовного дела (материала), а в гражданском процессе — с момента поступления к нему заявления (жалобы), в котором упоминается о нарушении (оспаривании) хотя бы одного какого-либо права, свободы или охраняемого законом интереса лица.

Смотрите так же:  Какова судебная пошлина

Суд основной субъект гражданских, арбитражных и уголовно- процессуальных правоотношений. В каждых из перечисленных отношений правовой статус суда своеобразен. Отличается его правовое положение также в зависимости от стадии процесса, в которой выступает суд (судебное разбирательство, кассационное производство и др.), а также от того, какого рода дела судом разрешаются (дела частного обвинения; дела публичного обвинения; рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя; принятие решение на досудебной стадии уголовного процесса и т. п.).

Обычно, говоря о правовом статусе суда даже в учебной литературе по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам33, речь идет лишь об общих положениях, касающихся рассмотрения судом дел по первой инстанции, а также принципов правосудия. И действительно, во многом правовой статус и место суда в гражданском, арбитражном и уголовном процессах предопределены действием таких принципов правосудия как принцип осуществление правосудия только судом, принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону и др. Тем не менее, правовой статус суда это не только его проявление в том или ином процессуальном институте, это самостоятельный правовой институт, состоящий из норм, закрепляющих конкретный перечень прав и обязанностей суда.

В настоящем учебнике нет возможности перечислить все права и обязанности суда. Здесь подробно будет изложено правовое положение этого субъекта всего-навсего на стадии судебного разбирательства в уголовном процессе.

Процедура судебного разбирательства, законодателем подробно детализирована. Она в основном состоит из прав и обязанностей суда.

5.2.2 Правовой статус суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции

Функции, полномочия и структура районных судов как основного звена системы судов общей юрисдикции.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Районный суд действует в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции.

Районный (городской) суд, т.е. суд первого (основного) звена осуществляет следующие судебные полномочия:

— рассматривает по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 15 лет лишения свободы.

— рассматривает по первой инстанции большинство гражданских дел и дел, вытекающих из административно-правовых отношений (например, на незаконное помещение в психиатрическую лечебницу, на отмену или изменение постановления о заключения под стражу).

— выступает апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям данного района.

Районные суды учреждаются и упраздняются федеральным законом. Обычно районный суд функционирует на территории одной административно-территориальной единицы низшего уровня. Все судьи назначаются указом Президента РФ, в соответствии с установленным порядком.

В состав районного суда входят:

— председатель районного суда (назначаемый указом Президента РФ по представлению квалификационной коллегии судей вышестоящего суда). Когда в состав суда входит 1 судья, он же является председателем.

— заместители председателя районного суда.

— судебные секретари и судебные консультанты.

Аппарат районного суда обычно разделяется на общую канцелярию, канцелярию по уголовным делам, канцелярию по гражданским делам и архив районного суда.

Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе

Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей (заместителя) председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

В составе районного суда может быть образовано обособленное подразделение суда — постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по новым или вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

  • дела об административных правонарушениях;
  • вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;
  • жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

б) принимаются в ходе досудебного производства решения:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
  • о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • о возмещении имущественного вреда;
  • о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
  • о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Правовой статус суда

Общая характеристика

Под понятием «суд» в уголовном и гражданском процессах понимается не только районный суд, но и Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды, суд автономной области, суды автономных округов, военные суды, судьи (мировые судьи), действующие в пределах своей уголовно-процессуальной и гражданской процессуальной компетенции (п. 1 ст. 34 УПК).

В уголовном процессе суд появляется с момента:

  • принятия им заявления (сообщения) о преступлении частного обвинения;
  • обращения к нему с ходатайством о принятии предусмотренного ч. 2 ст. 29 УПК процессуального решения на стадии предварительного расследования;
  • принесения в его адрес жалобы на незаконное и (или) необоснованное действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.), прокурора;
  • передачи в суд уголовного дела (материала).

Суд — основной субъект гражданских и уголовно-процессуальных правоотношений. В каждом виде вышеперечисленных отношений правовой статус суда своеобразен. Правовое положение последнего изменяется также в зависимости от стадии процесса, в которой выступает суд (судебное разбирательство, кассационное производство и др.), а также от того, какого рода дела судом разрешаются (дела частного обвинения; дела публичного обвинения; рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя; принятие решение на досудебной стадии уголовного процесса и т.п.).

Обычно, говоря о правовом статусе суда, даже в учебной литературе по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам речь идет лишь об общих положениях, касающихся рассмотрения судом дел по первой инстанции, а также принципов правосудия. И действительно, во многом правовой статус и место суда в гражданском, арбитражном и уголовном процессах предопределены действием таких принципов правосудия, как принцип осуществление правосудия только судом, принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону и др. Тем не менее правовой статус суда — это не только его проявление в том или ином процессуальном институте, это самостоятельный правовой институт, состоящий из норм, закрепляющих конкретный перечень прав и обязанностей суда.

В настоящем учебнике нет возможности перечислить все права и обязанности суда. Здесь подробно будет изложено правовое положение этого субъекта всего-навсего на стадии судебного разбирательства в уголовном процессе.

Процедура судебного разбирательства, законодателем подробно детализирована. Она в основном состоит из прав и обязанностей суда, председательствующего и других судей.

Правовой статус суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции

У суда имеются полномочия, которые могут быть реализованы на любом из этапов рассмотрения дела по первой инстанции. Таких этапов пять:

  • подготовительная часть судебного заседания;
  • судебное следствие;
  • прения сторон;
  • последнее слово подсудимого;
  • постановление приговора.

Основная же часть правового статуса суда специфична для каждой из частей судебного заседания.

1. Общие права суда во время судебного разбирательства

Согласно УПК суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения):

  1. откладывать судебное разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК);
  2. приостанавливать производство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК);
  3. принимать решение о розыске скрывшегося подсудимого (ч. 3 ст. 253 УПК);
  4. прекращать в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК);
  5. предоставлять вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору и защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК);
  6. избирать, изменять или отменять меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК);
  7. продлить срок содержания подсудимого под стражей до вынесения судебного решения по существу дела, но не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК).

Определения или постановления: о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о судебном разбирательстве в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК, в отсутствие подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы — должны быть вынесены в совещательной комнате, излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально.

2. Суд на подготовительном этапе судебного разбирательства

Во время подготовительной части судебного разбирательства суд вправе подвергнуть не явившегося без уважительных причин подсудимого приводу, а равно избрать или изменить в отношении него меру пресечения (ч. 3 ст. 247 УПК).

В основном же на него законодателем возложены обязанности:

  1. выслушать мнение всех участников судебного разбирательства по поводу заявленного ходатайства;
  2. рассмотреть каждое заявленное ходатайство;
  3. удовлетворить ходатайство или вынести мотивированное определение (постановление) об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства (ч. 2 ст. 271 УПК);
  4. удовлетворить ходатайство о допросе лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе стороны (ч. 4 ст. 271 УПК);
  5. разрешать заявленные отводы (ч. 2 ст. 266 УПК);
  6. выслушать мнение сторон о возможности судебного разбирательства в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства;
  7. вынести определение (постановление) о продолжении разбирательства или об его отложении (ст. 272 УПК).

3. Процессуальное положение суда во время судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого

Специфика следующего этапа судебного разбирательства также отражается на правовом статусе суда. В период судебного следствия суд правомочен на производство следующих действий (принятие решений):

  1. при наличии определенных условий рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца или оставить гражданский иск без рассмотрения (ч. ч. 2 и 3 ст. 250 УПК);
  2. разбирать дело в отсутствие потерпевшего, в случае неявки последнего, либо признать явку потерпевшего обязательной (ч. 2 ст. 249 УПК);
  3. истребовать документы (ст. 286 УПК);
  4. требовать от подсудимого (ч. 2 ст. 275 УПК), свидетеля и потерпевшего (ч. 1 ст. 279 УПК)
  5. представления письменных заметок, которыми последний пользовался при даче показаний;
  6. приобщать к делу документы, которые читал свидетель, потерпевший при даче показаний (ч. 2 ст. 279 УПК);
  7. вызывать для допроса эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения (ч. 1 ст. 282 УПК);
  8. вызывать педагога при допросе свидетелей, потерпевших в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 280 УПК);
  9. вызывать законных представителей несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего (ч. 4 ст. 280 УПК);
  10. принимать решение о допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, в целях охраны правнесовершеннолетних по ходатайству сторон или по собственной инициативе, в отсутствие подсудимого (ч. 6 ст. 280 УПК);
  11. предоставлять перед допросом эксперту время, необходимое для подготовки ответов на вопросы суда и сторон (ч. 3 ст. 282 УПК);
  12. назначать судебную экспертизу, в том числе повторную либо дополнительную (ст. 283 УПК);
  13. формулировать вопросы к эксперту при назначении судебной экспертизы (ч. 2 ст. 283 УПК);
  14. осматривать вещественные доказательства (ч. 1 ст. 240 УПК), в том числе по месту их нахождения (ст. 284 УПК);
  15. принимать решение о допросе подсудимого в отсутствие другого подсудимого (ч. 4 ст. 275 УПК);
  16. при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц проводить допрос последнего без оглашения подлинных данных о личности свидетеля, в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд обязан вынести определение или постановление (ч. 5 ст. 278 УПК);
  17. заслушивать показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта (ч. 1 ст. 240 УПК);
  18. задавать вопросы подсудимому после его допроса сторонами (ч. 3 ст. 275 УПК);
  19. при соблюдении предусмотренных законом условий предоставлять сторонам возможность ознакомления с неоглашенными ранее сведениями о личности свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК);
  20. принимать решение об оглашении полностью или частично содержания протоколов следственных действий, заключения эксперта (специалиста), данных в ходе предварительного расследования, а также документов, приобщенных к делу или представленных в судебном заседании (ст. 285 УПК);
  21. приобщать к делу документы, представленные в судебное заседание (ст. 286 УПК);
  22. осматривать помещение или местность (ст. 287 УПК);
  23. производить следственный эксперимент (ст. 288 УПК) и не сопровождающееся обнажением лица освидетельствование (ст. 290 УПК);
  24. предъявлять для опознания лицо или предмет (ст. 289 УПК);
  25. оглашать протоколы и иные документы (ч. 1 ст. 240 УПК);
  26. повторно по ходатайству стороны рассматривать вопрос о признании исключенного доказательства допустимым (ч. 7 ст. 235 УПК);
  27. повторять по ходатайству вновь вступивших в судебное разбирательство прокурора или защитника допросы свидетелей, потерпевших, экспертов (специалистов) либо иные судебные действия (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК).
Смотрите так же:  Исковое заявление жкх

Необходимость обеспечения прав и законных интересов участвующих в судебном разбирательстве лиц, а равно высокого уровня достоверности получаемых в процессе судебного следствия данных, предопределила значимость закрепления в законе определенного круга обязанностей суда:

  1. С учетом мнения сторон определять очередность представления доказательств подсудимыми, если в уголовном деле их несколько.
  2. Вызывать педагога и законного представителя при допросе потерпевших или свидетелей в возрасте до четырнадцати лет или имеющих физические или психические недостатки (ч. ч. 1 и 4 ст. 280 УПК).
  3. Сообщать показания свидетеля (потерпевшего) подсудимому, удаленному из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).
  4. Предоставлять подсудимому, удаленному из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, возможность задавать вопросы этому свидетелю или потерпевшему (ч. 6 ст. 280 УПК).
  5. Заслушивать мнение участников судебного разбирательства по представленным сторонами вопросам эксперту.
  6. Рассматривать вопросы, поставленные сторонами перед экспертом, отклонять те из них, которые не относятся к уголовному делу или к компетенции эксперта (ч. 2 ст. 283 УПК).
  7. Получать согласие лица на оглашение в открытом судебном заседании его переписки, записи телефонных и иных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений, а также на исследование материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, носящих личный характер (ч. 4 ст. 241 УПК).
  8. Осматривать вещественные доказательства, находящиеся в суде и представленные в судебное заседание (ст. 284 УПК).
  9. Обсуждать и разрешать ходатайства о дополнении судебного следствия, в случае заявления таковых (ст. 291 УПК).

После судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон, а затем и последнего слова подсудимого. При этом, преследуя те же цели, но прежде всего обеспечивая обвиняемому право на защиту, суд должен:

  1. установить последовательность выступлений участников прений сторон (ч. 3 ст. 292 УПК);
  2. не ограничивать определенным временем продолжительность прений сторон (ч. 5 ст. 292 УПК);
  3. не ограничивать определенным временем продолжительность последнего слова (ч. 2 ст. 293 УПК);
  4. возобновить судебное следствие, если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства (ст. 294 УПК);
  5. удалиться немедленно после заслушивания последнего слова подсудимого в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 1 ст. 295 УПК).

4. Правовой статус суда при вынесении приговора

Перечень прав и обязанностей суда на завершающем этапе судебного разбирательства предопределяется необходимостью принятия окончательного для этой стадии процессуального решения. В связи с чем суд при наличии к тому оснований обязан в целях разрешения дела сделать следующее:

1. Постановить законный, обоснованный и справедливый приговор (ч. 1 ст. 297 УПК) в совещательной комнате (ч. 1 ст. 298 УПК) именем Российской Федерации (ст. 296 УПК).

2. Основывать приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 3 ст. 240 УПК).

3. Разрешить при постановлении приговора следующие вопросы:

а) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
б) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
в) является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей УК оно предусмотрено;
г) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
д) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
е) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;
ж) какое наказание должно быть назначено подсудимому;
з) имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания;
и) какой вид исправительного учреждения и режим должны быть определены подсудимому при назначении ему наказания в виде лишения свободы;
к) подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;
л) доказано ли, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
м) как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;
н) как поступить с вещественными доказательствами;
о) на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки;
п) должен ли суд в случаях, предусмотренных ст. 48 УК, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград;
р) могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. ст. 90 и 91 УК;
с) могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных ст. 99 УК;
т) следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого.

4. Разрешать вопросы «а» — «ж» по каждому преступлению в отдельности, если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений.

5. Разрешать вопросы «а» — «ж» в отношении каждого подсудимого в отдельности, если в совершении преступления обвиняется несколько подсудимых (ст. 299 УПК).

6. Обсудить (еще раз) при постановлении приговора вопрос о вменяемости подсудимого в тех случаях, когда во время предварительного расследования или судебного разбирательства таковой уже возникал (ч. 1 ст. 300 УПК).

7. Отказать в удовлетворении гражданского иска, если не установлено событие преступления или обвиняемый непричастен к совершению преступления.

8. Оставить иск без рассмотрения в остальных случаях (ч. 2 ст. 306 УПК).

9. Составить приговор на том языке, на котором проводилось судебное разбирательство, с вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частями (ч. 1 ст. 303 УПК).

В зависимости от того, чем завершается стадия судебного разбирательства, и что предшествовало принятию данного конкретного решения, суду представляется некоторая альтернатива действий. Он вправе:

1) в процессе постановления приговора сделать перерыв для отдыха с выходом из совещательной комнаты (ч. 2 ст. 298 УПК);

2) освободить немедленно в зале судебного заседания подсудимого из-под стражи при его оправдании или вынесении обвинительного приговора без назначения наказания либо с освобождением от отбывания наказания или в случае осуждения его к наказанию, не связанному с лишением свободы, или к наказанию в виде лишения свободы условно (ст. 311 УПК);

3) признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства (ч. 2 ст. 309 УПК);

4) вынести определение или постановление о:

а) передаче несовершеннолетних детей осужденного к лишению свободы, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещении их в детские или социальные учреждения (ч. 1 ст. 313 УПК);
б) принятии мер по охране остающихся без присмотра имущества или жилища осужденного к лишению свободы (ч. 2 ст. 313 УПК);
в) размере вознаграждения, подлежащего выплате за оказание юридической помощи защитнику, участвующему в уголовном деле по назначению (ч. 3 ст. 313 УПК);

5) вынести частное определение или постановление (ч. 4 ст. 29 УПК).

Приведенный перечень полномочий суда на стадии судебного разбирательства не исчерпывающий.

Правоотношения между участниками уголовного судопроизводства, функцией которых является разрешение уголовного дела, и вовлеченными в сферу судопроизводства иными субъектами не ограничиваются теми, где одним из участников (в широком смысле этого слова) является суд. В то же время следует заметить, что значительная роль в судебном разбирательстве отведена председательствующему.

Председатель районного суда, его права и обязанности

  1. председательствует в судебных заседаниях и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
  2. организует работу суда;
  3. устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  4. распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  5. назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
  6. ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  7. руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
  8. вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;
  9. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  10. утверждает должностные регламенты работников аппарата суда;
  11. регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  12. организует работу по повышению квалификации судей;
  13. организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;
  14. высказывает свои соображения начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
  15. готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
  16. определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;
  17. возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;
  18. дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;
  19. дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;
  20. осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;
  21. до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);
  22. в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, своим мотивированным распоряжением передает часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района (п. 1.1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
  23. осуществляет иные полномочия.

В уголовном и гражданском процессе судьи районного суда, в том числе и председатель данного суда, рассматривают и разрешают уголовные дела единолично.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

В структуру аппарата районного суда в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить:

  • общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации);
  • отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).

Общий отдел предназначен для обеспечения организации сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства, а также для осуществления мероприятий по материально-техническому, кадровому, информационному обеспечению деятельности районного суда.

Иными направлениями деятельности общего отдела районного суда являются:

  • организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;
  • информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве РФ и судебной практике вышестоящих федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
  • организация и контроль выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
  • ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства РФ;
  • контроль за формированием статистической отчетности суда;
  • взаимодействие с иными государственными органами и организациями, а также иными структурными подразделениями суда по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
  • сопровождение и оформление кадровой деятельности в отношении работников аппарата суда, в частности, подготовка проектов приказов, распоряжений, положений и других локальных актов, выдача служебных удостоверений, учет движения трудовых книжек и т.д.;
  • участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации;
  • участие в осуществлении работы по хозяйственному и материально-техническому обеспечению деятельности суда;
  • организация доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности суда, в том числе ее размещение в установленном порядке на информационных стендах в зданиях (помещениях) суда, информационных киосках, на официальном сайте суда в сети Интернет, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации;
  • выполнение иных функций, возложенных на отдел.

Отдел обеспечения судопроизводства предназначен для осуществления организационного и технического обеспечения судопроизводства по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам и иным материалам, в том числе по подготовке и проведению судебных заседаний.

Основными направлениями деятельности отдела обеспечения судопроизводства являются:

  • организация работы (прием, учет, хранение, обеспечение сохранности, контроль движения и иное) с поступившими в отдел делами и иными материалами, заявлениями, жалобами, представлениями и другими документами, прием телефонограмм;
  • организация и ведение делопроизводства по гражданским и уголовным делам;
  • информирование обратившихся лиц по вопросам, связанным с рассмотрением заявлений, жалоб, гражданских (уголовных) дел и иных материалов;
  • осуществление мероприятий по подготовке заявлений, жалоб, представлений, гражданских (уголовных) дел и иных материалов к рассмотрению;
  • проверка и доклад о явке участвующих в гражданском (уголовном) деле лиц;
  • обеспечение ведения и оформления протокола судебного заседания;
  • контроль за уплатой государственной пошлины и иных сборов;
  • ознакомление с протоколом судебного заседания, материалами дела;
  • оформление копий судебных документов и их выдача;
  • обеспечение обращения к исполнению судебных решений;
  • ведение приема граждан, их представителей, представителей организаций и учреждений, а также работа с их обращениями в соответствии с утвержденным председателем соответствующего суда положением о приемной суда;
  • выполнение иных функций (п. п. 2.1.4, 4.2.2, 5.1.1 — 5.2.2 Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции).