Договор с про с сша

Центр военно-политических исследований

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами, исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия, учитывая, что эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия, исходя из того, что ограничение систем противоракетной обороны, а также некоторые согласованные меры в области ограничения стратегических наступательных вооружений способствовали бы созданию более благоприятных условий для последующих переговоров по ограничению стратегических вооружений, учитывая свои обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия, заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения, желая содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, согласились о нижеследующем:

1. Каждая из Сторон обязуется ограничить системы противоракетной обороны (ПРО) и принять другие меры в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждая из Сторон обязуется не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено в статье III настоящего Договора.

1. Для целей настоящего Договора системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из:

a) противоракет, являющихся ракетами — перехватчиками, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО;

b) пусковых установок противоракет, являющихся пусковыми установками, созданными и развернутыми для пуска противоракет; и

c) радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.

2. К компонентам системы ПРО, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

a) находящиеся в боевом составе;

b) находящиеся в стадии строительства;

c) находящиеся в стадии испытаний;

d) находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта либо переоборудования; или

Каждая из Сторон обязуется не размещать системы ПРО или их компоненты, за исключением того, что:

a) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров с центром, находящимся в столице данной Стороны, Сторона может развертывать:

1) не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях и

2) радиолокационные станции ПРО в пределах не более шести комплексов РЛС ПРО, причем площадь каждого комплекса имеет форму круга диаметром не более трех километров; и

b) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР, Сторона может развертывать:

1) не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях,

2) две крупные РЛС ПРО с фазированной решеткой, сопоставимые по потенциалу с аналогичными РЛС ПРО, находящимися на дату подписания Договора в боевом составе или в стадии строительства в районе размещения системы ПРО, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР , и

3) не более восемнадцати РЛС ПРО, каждая из которых имеет потенциал меньший, чем потенциал меньшей из упомянутых двух крупных РЛС ПРО с фазированной решеткой.

Ограничения, предусмотренные в статье III, не относятся к системам ПРО или их компонентам, используемым для разработок и испытаний и находящимся в пределах существующих или дополнительно согласованных испытательных полигонов. Каждая из Сторон может иметь на испытательных полигонах в совокупности не более пятнадцати пусковых установок противоракет.

1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

2. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать пусковые установки противоракет для пуска с каждой пусковой установки более одной противоракеты одновременно, не модифицировать развернутые пусковые установки для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические или полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания пусковых установок противоракет.

Смотрите так же:  Пособие по составлению ппр

Для повышения уверенности в эффективности ограничений систем ПРО и их компонентов, предусмотренных настоящим Договором, каждая из Сторон обязуется:

a) не придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС, не являющимся соответственно противоракетами, пусковыми установками противоракет и РЛС ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета и не испытывать их в целях ПРО; и

b) не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне.

С соблюдением положений настоящего Договора могут производиться модернизация и замена систем ПРО или их компонентов.

Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне районов, определенных настоящим Договором, а также системы ПРО или их компоненты, запрещенные настоящим Договором, должны быть уничтожены либо демонтированы в соответствии с согласованными процедурами в течение возможно короткого согласованного периода времени.

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности настоящего Договора каждая из Сторон обязуется не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные настоящим Договором.

Каждая из Сторон обязуется не принимать никаких международных обязательств, которые противоречили бы настоящему Договору.

Стороны обязуются продолжить активные переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений.

1. В целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Договора каждая из Сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права .

2. Каждая из Сторон обязуется не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Каждая из Сторон обязуется не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля национальными техническими средствами за соблюдением положений настоящего Договора. Это обязательство не требует внесения изменений в существующий порядок строительных, монтажных и ремонтных работ и работ по переоборудованию.

1. Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Договора Стороны незамедлительно создадут Постоянную консультативную комиссию, в рамках которой они будут:

a) рассматривать вопросы, касающиеся выполнения принятых обязательств, а также связанные с этим ситуации, которые могут считаться неясными;

b) предоставлять на добровольной основе информацию, которую каждая из Сторон считает необходимой для обеспечения уверенности в выполнении принятых обязательств;

c) рассматривать вопросы, связанные с непреднамеренными помехами национальным техническим средствам контроля;

d) рассматривать возможные изменения в стратегической ситуации, затрагивающие положения настоящего Договора;

e) согласовывать процедуры и сроки уничтожения или демонтажа систем ПРО или их компонентов в случаях, предусматриваемых положениями настоящего Договора;

f) рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора, в том числе о внесении в него поправок в соответствии с положениями настоящего Договора;

g) рассматривать по мере необходимости предложения о дальнейших мерах, направленных на ограничение стратегических вооружений.

2. Стороны путем консультаций разработают и могут по мере необходимости изменять Положение о Постоянной консультативной комиссии, регулирующее процедуру, состав и другие соответствующие вопросы.

1. Каждая из Сторон может предлагать поправки к настоящему Договору. Согласованные поправки вступают в силу в соответствии с процедурами, регулирующими вступление в силу настоящего Договора.

2. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора и впоследствии через каждые пять лет Стороны будут совместно проводить рассмотрение настоящего Договора.

1. Настоящий Договор является бессрочным.

2. Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении за шесть месяцев до выхода из Договора. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы.

1. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон. Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

2. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено 26 мая 1972 года в городе Москве в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Путин прокомментировал планы США выйти из Договора РСМД

Россия сможет быстро и эффективно ответить на выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), заявил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам российско-итальянских переговоров.

«Нас беспокоит, что ликвидирован Договор об ограничении систем противоракетной обороны, теперь речь идет о Договоре о ракетах средней и меньшей дальности, потом непонятна судьба СНВ-3. Если все это будет демонтировано, то вообще ничего не останется в сфере ограничения роста вооружений», — приводит РИА Новости слова Путина.

Смотрите так же:  Пенсия пожарника

По словам президента, выход США из Договора РСМД может привести к новой гонке вооружений. В связи с этим у Москвы возникает вопрос, что США будут делать с вновь появляющимися ракетами. Российский президент отметил, что, если ракеты будут поставляться в Европу, Россия будет вынуждена ответить зеркально.

Накануне в Кремле Владимир Путин принял советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, который рассказал об отношении США к договору. В ходе визита в Москву Болтон также встретился с рядом российских официальных лиц.

О том, что США выйдут из ДРСМД, заявил 20 октября американский президент Дональд Трамп. Выход США из Договора о РСМД стал главной темой переговоров между Джоном Болтоном и российскими официальными лицами. Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков назвал угрозу выхода США из ДРСМД «шантажом».

Пушков объяснил, почему США молчат в ответ на предложение обсудить Договор о ракетах

Член Совета Федерации Алексей Пушков считает, что отсутствие ответа Вашингтона на предложение России обсудить разногласия относительно Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) говорит о желании США аннулировать действие соглашения.

Пушков уверен, что истинной целью США является попытка «похоронить» Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. «Их цель — не сохранить договор, а похоронить его и получить свободу рук», — написал сенатор в своем блоге в Twitter.

Если бы Вашингтон хотел сохранить ДРСМД, американская сторона приняла бы предложение Москвы обсудить этот вопрос, приводит его мнение Nation News.

Путин: Россия создает новейшие системы в ответ на выход США из договора по ПРО

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Россия создает новейшие системы в ответ на выход США из Договора по противоракетной обороне, так как Соединенные Штаты не пошли навстречу нашей стране в этом вопросе, сказал президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

«Речь пойдет о новейших системах российского стратегического оружия, создаваемых нами в ответ на односторонний выход Соединенных Штатов Америки из Договора по противоракетной обороне и практического развертывания этой системы как на территории США, так и за пределами их национальных границ», — сказал президент.

Он напомнил, что в 2000 году США поставили вопрос о выходе из Договора по противоракетной обороне. «Россия была категорически против. Мы исходили из того, что советско-американский договор по ПРО от 1972 года являлся краеугольным камнем системы международной безопасности. Согласно этому договору, каждая из стран имела право развернуть на своей территории только один район, защищавший ее от ракетного нападения», — подчеркнул глава государства. «Все тщетно. В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из этого Договора, — сказал глава государства. — Но даже после этого мы еще долго пытались наладить с ними конструктивный диалог».

«Наряду с Договором об ограничении стратегических ядерных наступательных вооружений данное соглашение (Договор по ПРО — прим.ТАСС) не только создавало определенную атмосферу доверия, но и гарантировало от бездумного, опасного для всего человечества применения одной из сторон ядерного оружия, — сказал президент РФ. — Поскольку ограниченность систем противоракетной обороны делала потенциального агрессора уязвимым для ответного удара».

«Предлагали для снятия озабоченностей и сохранения атмосферы доверия наладить совместную работу в этой области. В какой-то момент показалось, что компромисс может быть найден, — отметил Путин. — Но нет. Все наши предложения, именно все, были отклонены».

Девальвация договора СНВ-3

С наращиванием системы глобальной противоракетной обороны США девальвируется Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), нарушается стратегический баланс, заявил Путин.

«При реализации планов по строительству системы глобальной ПРО, которая продолжается и сейчас, все договоренности в рамках СНВ-3 постепенно девальвируются, потому что при сокращении носителей боезарядов одновременно и бесконтрольно одной из сторон, а именно США, наращивается количество противоракет», — сказал российский лидер.

«Улучшаются их качественные характеристики, создаются новые позиционные районы, что, в конечном итоге, если мы ничего не будем делать, приведет к полному обесцениванию российского ядерного потенциала, — подчеркнул Путин. — Он будет весь перехватываться, вот и все».

«Несмотря на наши многочисленные протесты и призывы, американская машина заработала, конвейер пошел, — продолжил президент. — Действует уже система ПРО на Аляске и в Калифорнии. Как результат расширения НАТО на восток появились два района ПРО в Восточной Европе — в Румынии он уже создан, в Польше завершается развертывание».

По его словам, дальность используемых противоракет будет только расти. «Планируется развернуть их в Японии и Южной Корее, — пояснил президент. — В состав глобальной системы ПРО США входят и морская группировка — это пять крейсеров и тридцать эсминцев, развернутых в районах в непосредственной близости от территории России».

Смотрите так же:  Штраф за металлический гараж

«Ничего здесь не преувеличено, работа и сегодня идет полным ходом», — заключил Путин.

Пушков прокомментировал выход США из договора о РСМД

МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Российский сенатор Алексей Пушков назвал инициативу США о выходе из ДРСМД (договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности) вторым после 2001 года, когда США вышли из договора о ПРО (ограничении системы противоракетной обороны), мощным ударом по всей системе стратегической стабильности в мире.

Ранее президент США Дональд Трамп заявил, что выйдет из ДРСМД с Россией. При этом он обвинил Москву в нарушении договора.

«Трамп объявил о выходе США из договора 1987 о ядерных ракетах малой и средней дальности. В случае выхода будет нанесён 2-й мощный удар по всей системе стратегической стабильности в мире. 1-м ударом был выход США из Договора о ПРО в 2001. И опять инициатор разрыва договора — США», — написал он в своем микроблоге в Twitter.

По его словам, «в свете решения Трампа о выходе США из РСМД нашумевшее заявление (президента России Владимира) Путина об ответном ядерном ударе обретает конкретный смысл: Россия не допустит ядерного превосходства над собой».

Договор о ракетах средней и меньшей дальности был подписан 8 декабря 1987 года во время визита советского лидера Михаила Горбачева в Вашингтон. Впервые под сокращение попал целый класс ракетного вооружения с дальностью поражения от 500 до 1000 и от 1000 до 5500 километров, в том числе ракеты Р-12 и Р-14, которые СССР в 1962 году разместил на Кубе, что спровоцировало Карибский кризис.

В мае 1991 года договор был полностью выполнен, к тому времени СССР уничтожил 1752 баллистических и крылатых ракеты наземного базирования, США — 859. Документ имеет бессрочный характер. При этом каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости выхода из него.

Договор с про с сша

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО) – подписан 26 мая 1972 г. в Москве. Вступил в силу 3 октября 1972 г. Договор являлся бессрочным. Главным в нем было обязательство СССР и США ограничить свои системы ПРО двумя районами размещения: один – вокруг столицы каждого государства и один – в одном из позиционных районов пусковых установок МБР. СССР и США обязались не развертывать системы территориальной ПРО . Договор по ПРО в течение 30 лет являлся основой существующей системы международных договоренностей об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. 13 декабря 2001 г. Президент Дж.Буш-младший заявил об одностороннем выходе США из Договора.

Договором определялось, что советская и американская системы ПРО будут размещаться на земле и могут быть только стационарными. В Договоре содержалось положение, запрещающее создавать, испытывать и развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического, а также мобильно-наземного базирования. Запрещалось также размещать системы ПРО вне национальных территорий СССР и США, создавать многозарядные пусковые установки (ПУ ) противоракет и средства скоростного перезаряжания ПУ противоракет.

Договор запрещал развертывание в будущем РЛС предупреждения о нападении МБР, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне. Впервые в многолетней истории борьбы за ограничение вооружений и разоружение оказалось возможным договориться об ограничении сложной системы новейшего оружия, способной оказывать сильное дестабилизирующее влияние на стратегическую стабильность в мире.

Каждый район размещения системы ПРО ограничивался радиусом 150 км с центром либо в столице (для СССР), либо в районе размещения ШПУ МБР (для США). Каждая сторона могла развертывать не более 100 пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях.

Действовавший до июня 2002 года Договор по ПРО способствовал предсказуемости развития стратегической ситуации в мире. Россия последовательно выступала за сохранение этого Договора. Его значение неоднократно признавалось мировым сообществом — в течение трех лет Генеральная Ассамблея ООН на своих 54-й, 55-й и 56-й сессиях в 1999-2001 годах подавляющим большинством голосов принимала резолюцию в поддержку сохранения и соблюдения Договора по ПРО. (о дальнейшем развитии ситуации вокруг ПРО – в п.33)

Трамп анонсировал выход США из договора о РСМД

«Я не понимаю, почему (экс-президент США Барак. — RT) Обама не вёл переговоры или не вывел (США из ДРСМД). Мы не позволим им нарушать договорённость. Россия не соблюдала соглашение, поэтому, к сожалению, мы расторгнем соглашение и выйдем из него», — заявил он, добавив, что страна займётся развитием вооружений.

Ранее СМИ сообщили, что администрация Трампа планирует сообщить России о подготовке к выходу из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.