Ликвидация внутренних таможенных пошлин елизавета

Ликвидация внутренних таможенных пошлин елизавета

Елизавета родилась в 1709 г. и к середине XVIII в. была единственной прямой наследницей Петра Великого. Став властительницей России, она первым делом видоизменила структуру государственного управления: восстановила роль Сената, был ликвидирован Кабинет министров и учреждена личная императорская канцелярия, через которую проходили все документы, что вновь привело к усилению централизации власти в руках монарха.

В интересах дворян-помещиков были расширены их права в отношении крестьянства, что еше больше усилило крепостной гнет: с 1742 г. вводился запрет для помещичьих крестьян по своей воле поступать на военную службу (при Петре I это было разрешено), в 1747 г. было разрешено дворянам продавать крестьян в рекруты, в 1760 г. помещики получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь.

Экономическую политику в период правления Елизаветы Петровны во многом определял П.И. Шувалов (1710–1762). Он разработал проекты экономических и финансовых реформ, которые были проведены его усилиями. К ним прежде всего относится известная шуваловская реформа – отмена внутренних таможенных пошлин в стране (1753 г.). Этот налог наносил ущерб развитию торговли, особенно продавцам, непосредственно производившим товар, мешал зарождению общероссийского рынка. Потерю казны из-за отмены внутренних пошлин П.И. Шувалов предложил компенсировать протекционистскими мерами. По его инициативе был издан новый Таможенный устав (1755 г.) и введен новый таможенный тариф. В результате этого на товары, ввозимые из-за границы, увеличивалась пошлина и государственная казна даже выиграла от этого: поступления от сбора пошлин увеличились на 200 тыс. рублей.

В 1754 г. он предложил учредить Дворянский и Купеческий банки в России, что способствовало развитию экономико-финансовой системы страны. Банки давали кредиты под 6 % годовых, а ростовщики – под 20 %.

В 1744–1747 гг. была проведена перепись населения и упорядочена система налогообложения. П.И. Шувалов стремился перенести тяжесть прямого налогообложения на косвенные налоги. Постоянно повышались цены на соль и другие продукты первой необходимости.

Реформы П.И. Шувалова в немалой степени подготовили проведение преобразований в екатерининскую эпоху и способствовали укреплению стабильности в стране.

Елизавета Петровна оказывала поддержку науке, культуре и просвещению. В 1755 г. был открыт Московский университет, первым куратором которого был фаворит императрицы И.И. Шувалов (1727–1797).

В области внешней политики правление Елизаветы отмечено победой в русско-шведской войне (1741–1743) и успешным участием России в Семилетней войне (1756–1762).

Наследником престола под именем Петра III был провозглашен ее племянник, который после смерти Елизаветы в декабре 1761 г. наследовал русскую корону.

Назад Оглавление Вперед

История в историях

«Наследница Петровых дел»

Первые шаги новой императрицы были продиктованы стремлением обеспечить себя дальнейшей поддержкой гвардии, убедительно доказавшей свою способность располагать престолом. На другой день после переворота Елизавета Петровна объявила себя полковником всех четырех гвардейских полков и кирасирского полка, поставив их тем самым в исключительное положение. Еще большей чести удостоилась гренадерская рота Преображенского полка, осуществившая дворцовый переворот. Императрица 25 ноября 1741 года назначила себя капитаном этой роты, а в следующем месяце преобразовала ее в Лейб-компанию — особо привилегированную воинскую часть, задачей которой являлась охрана монарха и дворцовых помещений. Рядовые лейб-компанцы получили дворянство и поместья.

Основным принципом своей политики Елизавета Петровна провозгласила возвращение к курсу Петра Великого, измененному в 1727-1741 годах родовой знатью и «немецкими временщиками». В именном указе от 12 декабря 1741 года объявлялось, что в предшествующие царствования «произошло многое упущение дел государственных» вследствие отмены порядков, существовавших при Петре I и Екатерине I. Елизавета предписала все указы петровского времени „наикрепчайше содержать и по них неотменно поступать во всех правительствах государства Нашего“.

После ликвидации Кабинета Министров и восстановления Сената и Кабинета ее императорского величества «на основаниях Петра Великого» последовала серия указов о реставрации петровских учреждений, ликвидированных или реорганизованных при Петре II и Анне Ивановне. Были восстановлены «в прежней силе» Берг— и Мануфактур-коллегии, Провиантская канцелярия, Главный магистрат и городовые магистраты. В армии начался пересмотр штатов в соответствии с петровскими штатами 1720 года. Верность Елизаветы светской политике Петра I выразилась в указах от 19 февраля 1743 года и 11 февраля 1748 года, предписывавших носить немецкую одежду и брить бороды и усы всем, «кроме духовных чинов и пашенных крестьян». Разумеется, регламентация быта подданных не являлась основной целью этих распоряжений: они подтверждали продолжение курса на европеизацию страны и символизировали отказ от возвращения к старомосковской самобытности.

В начале нового царствования Сенат получил от императрицы трудное задание пересмотреть указы послепетровского времени с целью отмены тех, которые противоречили законодательству Петра I. Сенат приступил к этой работе, но в течение восьми лет сумел разобрать указы лишь по 1729 год. Одиннадцатого марта 1754 года на заседании Сената в присутствии императрицы и с участием представителей от центральных учреждений сенатор П.И. Шувалов заявил о нецелесообразности пересмотра законодательства прежних царствований, потому что «хотя и много указов, да нет самих законов, которые бы всем ясны и понятны были». Он предложил направить усилия правительства на разработку нового уложения (свода законов) и создать для этой цели специальную комиссию. Елизавета одобрила идею Шувалова, заявив, что «нравы и обычаи изменяются с течением времени, почему необходима перемена и в законах».

Мысль о замене давно устаревшего Соборного уложения 1649 года новым сводом законов была не нова: начиная с 1700 года безуспешно трудились пять сменивших друг друга Уложенных комиссий. Теперь Сенат создал шестую, которая к лету 1755 года разработала две части нового свода законов — «судную» и «криминальную». Работа над третьей частью «О состоянии подданных» затянулась и не была завершена при Елизавете. Интересно, что императрица после создания комиссии не оставила свою идею пересмотра прежних законодательных актов. Четырнадцатого сентября 1760 года Сенату было объявлено «высочайшее повеление» представить на рассмотрение Елизаветы Петровны «подробные реестры всем именным указам императора Петра Великого и последующих царствований». Впрочем, тем дело и кончилось. «Елизаветинская» Уложенная комиссия некоторое время действовала при Петре III и Екатерине II и была распущена в 1766 году с передачей подготовленных ею материалов во вновь созданную «екатерининскую» Уложенную комиссию.

Создание свода законов являлось лишь частью обширной государственной программы П.И. Шувалова — фактического руководителя елизаветинского правительства с начала 1750-х годов. Она включала в себя многие важные мероприятия в экономической, социальной, военной и административной сферах. Прежде всего это отмена по инициативе Шувалова внутренних таможенных пошлин — пережитка средневековой раздробленности страны. Проект указа о ликвидации части внутренних таможенных сборов был внесен П.И. Шуваловым в Сенат в сентябре 1752 года. После доработки этого документа к августу следующего года Шувалов представил на рассмотрение правительства новый проект, в котором предлагалось «внутренние таможни уничтожить сосем» и вместо этого увеличить ввозные пошлины. Восемнадцатого августа 1753 года Сенат одобрил проект Шувалова и подал его на утверждение императрице, которая рассмотрела этот документ в декабре того же года. Она внесла в него одно изменение, исключив пункт о разрешении иностранным купцам розничной торговли некоторыми товарами.

Двадцатого декабря 1753 года указ Елизаветы Петровны «об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» был опубликован. Эта мера обеспечила успешное развитие внутренней торговли страны и ускорила процесс складывания всероссийского рынка. Важность отмены внутренних таможен в России отмечали иностранные наблюдатели, писавшие, что «сие учреждение много содействовать будет в процветании коммерции внутри сей Империи». Сенаторы под предводительством А.П. Бестужева-Рюмина отправились во дворец императрицы «для изъявления ей признания народов и искренней радости». Елизавета Петровна в ответной речи заявила: «Ничто мне больше причинить не может радости, ни доставить удовольствия, как возможность способствовать к благу и благополучию моих драгих подданных». Елизавета приняла также делегацию от обрадованного купечества и пообещала ему «свою особливую протекцию». Увеличение пошлин на ввозные товары не только компенсировало потери казны от отмены внутренних таможенных сборов, но даже привело к росту казенной прибыли. Кроме того, протекционистские меры П.И. Шувалова в области внешней торговли служили интересам российских предпринимателей-дворян и нарождающейся отечественной буржуазии.

В социальной политике Елизаветы Петровны заметны тенденции к некоторому облегчению податного гнета. В декабре 1741 года императрица простила недоимки за период с 1719-го по 1730 год и ликвидировала Доимочную комиссию при Сенате, безуспешно занимавшуюся выколачиванием их из податного населения. В декабре 1752 года были прошены недоимки по 1747 год. На 1742-й и 1743 год подушный сбор был уменьшен на десять копеек с души, а в 1750-1754, 1757-м и 1758-м годах проводилось систематическое снижение подушной подати по три-пять копеек в год. Однако значение этих «милостей» не следует преувеличивать, поскольку в то же время по инициативе П.И. Шувалова происходил рост косвенных налогов, то есть повышение цен на соль и вино, продажа которых являлась монополией государства.

Смотрите так же:  Уфмс двойное гражданство уведомление образец

К числу крупных мероприятий елизаветинского царствования относится вторая ревизия (перепись податного населения). Первая подушная перепись проводилась в 1719— 1721 годах Петром I, следовательно, его дочь вновь продемонстрировала намерение идти по стопам отца. В сентябре 1742 года Елизавета Петровна утвердила доклад Сената об организации ревизии, а 16 декабря 1743 года подписала указ о начале этого мероприятия. В ходе проведенной в 1744 — 1747 годах переписи было зарегистрировано увеличение численности податного населения на семнадцать процентов, что явилось большим успехом правительства, поскольку поступавшие ранее сведения показывали убыль «народа, положенного в подушный оклад». Вторая ревизия не только обеспечила рост казенных доходов от подушной подати, но и послужила к пользе части налогоплательщиков, вынужденных прежде вносить деньги за тех, кто умер или сбежал со времен петровской переписи. Упорядочение налогообложения было особенно выгодно владельцам крепостных: недаром Сенат отмечал в докладе императрице, что проведение ревизии послужит «для удовольствия всех помещиков». В их интересах предпринимались и другие меры. В 1742 году Елизавета Петровна, вопреки законодательству своего отца, запретила помещичьим крестьянам по своей воле поступать на военную службу. В 1747 году дворянам было дано право продавать своих крепостных для отдачи в рекруты, что окончательно узаконило торговлю людьми. В 1760 году помещики получили возможность по собственной воле ссылать в Сибирь неугодных им крестьян, которые засчитывались казной как рекруты. Расширение прав дворянского сословия сопровождалось концентрацией в его руках центральной и местной власти. Представители других слоев общества не могли участвовать в управлении страной и даже не имели надлежащих правовых гарантий в «чисто дворянское елизаветинское царствование».

Годы правления Елизаветы Петровны стали очередным этапом консолидации господствующего сословия, из которого в предшествующие царствования выделялись представители родовой знати, остзейцы и приглашенные на русскую службу иностранцы. Теперь различия между этими группами дворянства сгладились. Единственным критерием для определения статуса дворянина в социальной иерархии стал его чин в соответствии с петровской Табелью о рангах, и титулованная знать окончательно влилась в общую систему высшей бюрократии. Второго августа 1748 года Елизавета распорядилась издать указ, «чтоб графы и князья… не заслужа себе чинов, никакого первенства и председания у тех не имели и не требовали, которые хотя не князья и не графы, однако ж по заслугам своим какие-либо выше оных чины получили».

В отношении приглашенных на российскую службу иностранцев Елизавета Петровна также придерживалась принципов кадровой политики Петра I, который стремился назначать русских на главные должности в государственном аппарате и армии, а «чужеземцам» отводил по возможногти подчиненное положение. Когда императрице рекомендовали вакантные должности иностранцев, она неизменно спрашивала, нет ли подходящего кандидата из россиян. В то же время способные выходцы из других земель по-прежнему ценились в России. В годы правления Елизаветы наша страна стала второй родиной для сотен высококлассных иностранных специалистов: офицеров армии, моряков, инженеров художников, музыкантов.

Двадцать четвертого декабря 1751 года императрица издала указ «О принятии в подданство и российскую службу сербов, желающих переселиться в Россию». Эта мера была отчасти продиктована заботой о православных народах, подвергавшихся национальному и религиозному гнету в Австрии и Турции. Общая численность переселившихся в Россию югославян составила двадцать пять тысяч человек. Годные к воинской службе переселенцы образовали особые гусарские и пандурские (пехотные) полки. Тем самым Елизавета Петровна осуществила идею Петра I, который еще в 1723 году намеревался «содержать несколько полков конных из сербского народу… которые придут добровольно в нашу службу». Но основной целью переселения в Россию югославян являлось скорейшее освоение земель на границе запорожских степей. Здесь были основаны поселения Новая Сербия и Славяносербия, а также крепость Святой Елизаветы на реке Ингул, ставшая центром Новослободского казачьего поселения. Города, села и станицы колонистов на границе Запорожья укрепили окраины империи и создали дополнительный заслон от набегов крымских татар.

Национальная политика Елизаветы Петровны находилась в полной зависимости от ее религиозных принципов, которые были далеки от веротерпимости. В декабре 1742 года императрица издала указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания. Сенат пытался объяснить Елизавете, что эта мера повлечет за собой расстройство малороссийской и остзейской торговли, находившейся преимущественно в руках евреев, а следовательно, приведет к уменьшению казенных доходов. Но императрица наложила на доклад Сената решительную резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». В начале царствования Елизаветы были приняты указы о перестройке «лютеранских кирок» в православные церкви, закрытии или сносе армянских церквей и мусульманских мечетей. Предпринимались также меры по борьбе с раскольниками и усилению миссионерской деятельности среди идолопоклонников. Переход в православие лиц других вероисповеданий доставлял Елизавете Петровне особое удовольствие. Например, 20 января 1742 года она стала крестной матерью «трех персиян и двух турок при крещении их в Царском Селе». Сообщения о переходе в православие конкретных лиц из протестантов и католиков императрица приказывала рассылать для известия по всему государству. Елизавета Петровна строго следила за порядком богослужения и правильностью церковной обстановки. Однажды обер-прокурор Синода Я.П. Шаховской получил от императрицы выговор за то, что в одной из новых церквей «на иконостасе в место, где по приличности надлежало быть живо изображенным ангелам, поставлены разные наподобие купидонов болваны». Синоду Елизавета поручила исправление русского текста Библии и цензуру ввозимых из-за границы книг духовного содержания.

Религиозность Елизаветы Петровны привела ее к отступлению от проводившегося ранее курса на секуляризацию церковных и монастырских земель, то есть обращение их в собственность государства. В 1707-1724 годах Петр I поэтапно добивался введения государственного контроля над экономической жизнью духовных вотчин. Продолжением петровской реформы явилось создание в 1726 году Коллегии экономии из светских чиновников, ведавших хозяйственными делами церкви. В 1740 году правительство осуществило частичную секуляризацию путем введения светского управления в так называемых «заопределенных вотчинах», доходы от которых поступали в государственную казну. Однако 15 июля 1744 года Елизавета Петровна ликвидировала Коллегию экономии и вернула доходы с монастырских земель в ведение Синода. Тридцать первого октября 1753 года был отменен особый статус «заопределенных вотчин», которые вновь переходили в распоряжение духовенства. Тем самым дочь Петра I свела к нулю прежние успехи на пути к секуляризации. Но дальнейшие события показали, что победа духовных земельных собственников оказалась непрочной.

Отступление Елизаветы от петровской политики выразилось также в отношении управления Малороссией. В 1722 году Петр I запретил выборы гетмана, а в 1734 году гетманское правление было ликвидировано. В 1744 году Елизавета Петровна посетила Киев и приняла депутацию малороссиян, просившую о восстановлении гетманства. Перед бесчисленными толпами украинцев императрица громко произнесла: «Возлюби меня, Боже, так в царствии небесном, как я люблю сей благонравный и незлобивый народ!» Просьба малороссийцев была удовлетворена, и в 1750 году гетманом Украины стал младший брат фаворита императрицы К.Г. Разумовский. Царствование Елизаветы и последнее гетманство ознаменовались предоставлением Малороссии многих льгот.

В то же время по инициативе К.Г. Разумовского был принят императорский указ от 17 января 1756 года, согласно которому управление Малороссией изымалось из ведения Коллегии иностранных дел и передавалось в Сенат. Это могло символизировать тот факт, что Малороссия окончательно утратила в отношении России внешнеполитическое значение и должна была управляться по общим законам империи. В 1761 году Киев был изъят из гетманского управления и непосредственно подчинен Сенату. В целом же восстановление гетманщины при Елизавете Петровне носило в значительной степени формальный характер и было заведомо недолговечным. Это лучше других понимал сам Разумовский, проводивший большую часть времени в Петербурге.

По свидетельствам современников, Елизавета Петровна «любила науки и художества, а особливо музыку и живописное искусство». Ее вкусы и увлечения в значительной степени способствовали развитию отечественной науки, культуры и просвещения. В декабре 1750 года императрица разрешила жителям Петербурга «иметь в домах своих для увеселения вечеринки с пристойною музыкой и русскою комедиею». Тем самым была заложена традиция известных впоследствии домашних театров, В начале того же года кадеты Сухопутного шляхетского корпуса разыграли перед императрицей первую русскую пьесу «Хорев», написанную выпускником корпуса А.П. Сумароковым. Тридцатого августа 1756 года по указу императрицы в Петербурге был учрежден первый русский театр, директором которого стал Сумароков, а ядро труппы составили актеры из Ярославля во главе с Ф.Г. Волковым.

Внимание Елизаветы Петровны к культуре и просвещению усиливалось воздействием на нее И.И. Шувалова, который, в свою очередь, испытывал влияние М.В. Ломоносова. Результатом их совместного творчества стал проект создания Московского университета и гимназий в Москве и Казани, утвержденный императрицей 24 января 1755 года. Шестого ноября 1757 года по проекту Шувалова была учреждена Академия трех знатнейших художеств — учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. На 1750-е годы приходится расцвет творчества Ломоносова, чему в немалой степени способствовала поддержка Шувалова и благоволение Елизаветы Петровны.

Смотрите так же:  Стаж работы 6 месяцев расчет декретных

Отмена внутренных таможенных пошлин в России

В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система, основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.

Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики. Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам — родинам императорских фаворитов. Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф, отменяющий протекционистскую политику Петра I.

Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем. Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России. Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).

Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен, на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.

Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.

Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.

Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:

  • борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
  • недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
  • создание эффективного источника пополнения казны.

Проведение реформы

Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.

Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.

Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».

В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».

Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».

В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся. Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.

Итоги по ликвидации

Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов. Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.

Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года.

Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой.

В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.

Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.

К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.

Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века, а во Франции — в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов.

Таможенное законодательство

Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.

Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов. В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества. Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.

Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары. «Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи. К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.

Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.

Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.

Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.

Внутренние таможни были отменены в царствовании, кем?

A) Анны Иоанновны

D) Елизаветы Петровны

В последний день 1753 года императрица Елизавета Петровна подписала замечательный указ, который способствовал развитию торговли и процветанию производства в России. Это Указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».

Ответ: Елизавета Петровна.

Эта императрица была женщиной умной и прозорливой, поскольку не один раз подписывала указы, способствующие развитию экономики страны. Вот и 1753 году она поставила свою подпись под указом о ликвидации внутренних таможенных сборов. Этот важнейший документ оказал положительное влияние на развитие производства и торговли в стране. А имя этой императрицы — Елизавета Петровна, и наш ответ под буквой D).

Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов Российской Империи

В настоящее время становится все более актуальным исследование внутренней экономической политики елизаветинского времени.

В этой связи безусловный научный интерес представляет исследование программы экономических преобразований П.И.Шувалова, сыгравшего исключительную роль в определении внутренней политики абсолютизма 50-х гг. ХУШ в., в частности, экономической реформы, следствием которой явилась отмена внутренних таможенных пошлин. Необходимость разработки темы также обусловлена отсутствием специальных исследований по данному вопросу.

Попытки унификации сборов пошлин предпринимались еще с начала XVI в., о чем свидетельствует грамота таможенникам г. Димитрова от 1521 г. На протяжении XVII в. было принято несколько указов, касающихся порядка сбора таможенных пошлин, но к середине XVIII в. складывается следующая ситуация, описываемая П. И. Шуваловым в докладе Сенату от 7 сентября 1752 г.: крестьянин, едущий в Москву «со всякими съестными и прочими припасами своего домашнего приготовления» 1 при условии, что товаров больше чем на 2 гривны, тратил много времени на досмотр. Также Шувалов отмечает злоупотребления целовальников, главным образом, взяточничество 2 . В качестве примера приводится путешествие крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры в Москву для продажи воза дров. На своем пути крестьянину необходимо преодолеть 4 или 5 мостов, причем, даже если он пересекает реку вброд, все равно обязан оплатить проезд. Таким образом, из 15 или 20 копеек заработка, оплатив все пошлины, оставалась едва ли половина 3 .

Смотрите так же:  Органы опеки в черемушках

Сбор таможенных пошлин неизменно сопровождался большими злодеяниями на всех уровнях. Следующим образом местные жители описывают переезд через границы: «Мы ездим по всем таможням, договариваемся, на чем оне нас пропустят, которые меньше с нас возьмут пошлины и что им на удел, также и нам какая часть останется, то ежели где сходнее, тут мы и проезжаем» 4 .

Еще одной причиной проведения экономической реформы являлась необходимость пополнения казны. Шувалов в своем докладе предлагает пополнять казну за счет тех, «которые больше в состояние оной заплатить, нежели положенные оклады» 5 .

Петр Иванович Шувалов предлагает перенести внутренние таможенные сборы на портовые и приграничные, а именно Санктпетербургскую, Архангелогородскую, Кольскую, Брянскую, Курскую, Смоленскую, Торопецкую, Псковскую, Павловскую, Белогородскую, Темерниковскую.

Государственные монополии, от которых в свое время Петр I отказался, как от средства финансового дохода, вновь возвращаются в царствование Елизаветы Петровны 6 . Часто это являлось причиной недовольство купечества и, за исключением соли и вина такая торговля приносила небольшую прибыль. Многие исследователи полагают, что разработкой этого законопроекта граф Петр Иванович Шувалов занимался, в первую очередь, из собственной выгоды. Известно, что в руках Шуваловых было сосредоточенно большое количество откупов, помимо этого П. И. Шувалов занимался торговой и промышленной деятельностью.

Таким образом, главными причинами отмены внутренних таможенных сборов являются:

1) взяточничество, различные злоупотребления

2) недовольство крестьян, вызванное непомерными поборами

3) возрождение государственных монополий

4) личная выгода графа Петра Ивановича Шувалова

1. Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011.

2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909.

3. Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913.

4. Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. — №10164.

1 Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. — №10164.

3 Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011. С. 125

4 Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913. С. 52.

5 Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. — №10164.

6 Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909. – С. 116.

Ликвидация внутренних таможенных пошлин елизавета

19 ноября Всё для итогового сочинения на странице Решу ЕГЭ русский язык. Материалы Т. Н. Стаценко (Кубань).

8 ноября А утечек-то и не было! Решение суда.

1 сентября Каталоги заданий по всем предметам приведены в соответствие с проектами демоверсий ЕГЭ-2019.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Какие из перечисленных ниже событий произошли в годы правления императрицы Елизаветы Петровны? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) учреждение Главного магистрата

2) создание Кабинета министров

3) ликвидация внутренних таможенных пошлин

4) издание указа о престолонаследии

5) введение дворянской монополии на винокурение

6) создание Купеческого банка

Елизавета Петровна (1741−1761 гг.).

1) учре­жде­ние Глав­но­го ма­ги­стра­та — НЕТ, неверно, было при Петре.

2) со­зда­ние Ка­би­не­та ми­ни­стров — НЕТ, неверно, Анна Иоановна учредила.

3) лик­ви­да­ция внут­рен­них та­мо­жен­ных по­шлин — ДА, верно (1754 г.).

4) из­да­ние указа о пре­сто­ло­на­сле­дии — НЕТ, неверно, Петр Первый и Павел Первый.

5) вве­де­ние дво­рян­ской мо­но­по­лии на ви­но­ку­ре­ние — ДА, верно, 1758 г. — установление монополии винокурения для дворян-помещиков.

6) со­зда­ние Ку­пе­че­ско­го банка — ДА, верно (1754 г.).

Таможенная реформа П.И. Шувалова

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.