Налог на проезд фуры

Содержание:

Затраты на проезд фур по федеральным трассам: ведем бухучет

Начальник отдела методологии учета АО «Тандер»

специально для ГАРАНТ.РУ

С 15 ноября 2015 года власти возложили на владельцев транспортных средств обязанность по уплате денежных средств за проезд по федеральным трассам, официально именуемых как плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам (ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ).

Платить вынуждены владельцы грузовиков, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 т. Опуская все перипетии данного закона, сложности его внедрения и массовые протесты дальнобойщиков, рассмотрим порядок учета данных затрат.

С точки зрения бухгалтерского учета все достаточно просто. Затраты в виде платы за проезд по федеральным трассам являются для организации расходами по обычным видам деятельности и признаются в учете на последнее число каждого отчетного месяца в соответствии с п. 5, п. 16 и п. 18 ПБУ 10/99. Отражаются затраты либо по счету 44, если эти расходы являются коммерческими для организации, либо по счету 20, если перевозка является основным видом деятельности (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

И тут возникает вопрос: а как определить размер затрат?

Оптимальным решением является подход, при котором оператор системы «Платон» на регулярной основе предоставляет информацию о том, сколько средств было списано с лицевого счета плательщика за месяц. Тем более, что у него есть такая обязанность (разд. 4 Порядка получения владельцем транспортного средства информации о его персонифицированных данных в системе взимания платы).

Однако на практике такой подход не работает. Добиться от оператора предоставления каких-либо данных оказывается затруднительным, а обеспечить своевременное предоставление информации – тем более.

Оператор обязан ежедневно перечислять единым платежом в бюджет денежные средства исходя из общего пробега всех автомобилей каждого зарегистрированного плательщика (п. 11 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн; далее – Правила).

Напомню, что расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия актива и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации (п. 2 Положения по бухгалтерского учету «Учет расходов» ПБУ 10/99).

Согласно п. 16 того же ПБУ 10/99, расход можно признать, если:

  • сумма расхода может быть определена;
  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием нормативных актов или обычаями делового оборота;
  • есть твердая уверенность в том, что в результате расхода произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Получается, что сумма, списываемая на ежедневной основе оператором, может быть признана плательщиком в качестве расходов, исходя из данных своего лицевого счета, доступ к которому есть через личный кабинет. При этом в качестве первичного документа будет выступать бухгалтерская справка, составленная при отражении затрат в учете, с приложением выписки по лицевому счету.

Казалось бы, все просто. Но трудности возникают при отражении льготы по транспортному налогу. Речь о том, что лица, уплачивающие взносы за пользование федеральными дорогами, освобождены от уплаты транспортного налога в отношении тех транспортных средств, по которым уплачивается взнос (ст. 361.1 НК РФ).

При этом освобождение сделали не полным: транспортный налог можно не платить только в том случае, если сумма уплаченных взносов за пользование федеральными дорогами, равна или превышает сумму транспортного налога по транспортным средствам. В противном случае в бюджет придется доплатить разницу между транспортным налогом и суммой взносов.

И вот тут у бухгалтеров вновь возник вопрос: а как отражать затраты в виде взносов за пользование федеральными дорогами и затраты в виде транспортного налога?

С одной стороны, все просто. В течение налогового периода законодатель разрешил владельцам большегрузов не уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу (п. 2 ст. 363 НК РФ). Значит, можно в течение налогового периода фиксировать сумму взносов за пользование федеральными дорогами, в конце налогового периода рассчитать сумму транспортного налога и, сопоставив две величины, определить, надо ли доплачивать сумму транспортного налога, или нет.

Но если организация ведет управленческий учет, ей важно на регулярной основе понимать структуру своих затрат, то есть знать, из чего они складываются. В этом случае ждать целый год и только в конце года подводить итоги не получится, собственника не устроит такое решение. Тогда можно предложить следующий подход к отражению затрат. Используем счет 68,6 (расчеты с бюджетом по транспортному налогу) и счет 76,6 (расчеты с прочими контрагентами):

Ежемесячно осуществляем расчет суммы транспортного налога в отношении транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (далее – транспортное средство) и отражаем его записью: Дт 44 Кт 68.6. Аналитика и субсчета определяются каждой организацией уже самостоятельно.

Чтобы рассчитать сумму транспортного налога за месяц, используем формулу:

налоговая база * Налоговая ставка * Коэффициент Кв * Коэффициент Кп * 1/12, где —
коэффициент Кв – это коэффициент, отражающий количество полных месяцев владения транспортным средством, для ежемесячных расчетов он принимает значения либо 1, либо 0;
коэффициент Кп — повышающий коэффициент, предусмотренный положениями статьи 362 НК РФ.

Описанный подход позволяет ежемесячно фиксировать затраты по видам, не искажая при этом финансовые показатели.

Однако есть у подхода одна сложность.

Может сложиться так, что машина в первом месяце передвигалась по федеральным дорогам, во втором месяце стояла, а в третьем месяце опять выехала на федеральные дороги. Например:

  • за первый месяц по автомобилю был начислен транспортный налог 1000 руб., взносы за пользование дорогами – 1500 руб.;
  • за второй месяц по автомобилю был начислен транспортный налог 1000 руб., взносы за пользование дорогами – всего 200 руб.;
  • за третий месяц по автомобилю был начислен транспортный налог 3000 руб., взносы – 1300 руб.

Доначислить бухгалтеру необходимо 1000 руб. транспортного налога.

Бухгалтер в первом месяце отразит:

  • Дт 44 Кт 68.8 – 1000 руб.;
  • Дт 68.8 Кт 76.6 – 1000 руб.;
  • Дт 44 Кт 76.6 – 500 руб.

Во втором месяце отразит:

  • Дт 44 Кт 68.8 – 1000 руб.;
  • Дт 68.8 Кт 76.6 – 200 руб.

В третьем месяце бухгалтер, исходя из формулы, отразит:

  • Дт 44 Кт 8 – 1000 руб.;
  • Дт 68,8 Кт 76.6 – 1000 руб.;
  • Дт 44 Кт 76.6 – 300 руб., что является ошибкой.

Ведь за квартал всего было исчислено транспортного налога 3000 руб., взносов за пользование дорогами – 2500 руб., значит, все взносы должны быть отражены в счет транспортного налога и затраты увеличивать не должны.

Корректной будет запись:

  • Дт 44 Кт 68.8 – 1000 руб.;
  • Дт 44 Кт 76.6 – 500 руб. – сторно затрат первого месяца;
  • Дт 68.6 Кт 76.6 – 1300 руб.

В этом случае по дебету счета 44 у нас за квартал будут отражены записи:

  • 1000 руб. – транспортный налог первого месяца;
  • 500 руб. – взносы первого месяца, превышающие сумму транспортного налога;
  • 1000 руб. – транспортный налог второго месяца;
  • 1000 руб. – транспортный налог третьего месяца;
  • — 500 руб. – сторно взносов первого месяца;

Итого: 3000 руб. в виде сумм транспортного налога.

По счету 68.8 сальдо расчетов к концу первого квартала будет составлять 500 руб. – та сумма, которая не покрыта взносами в счет пользования федеральными дорогами:

Таким образом, при использовании предложенного подхода, бухгалтер должен рассчитывать и сопоставлять суммы транспортного налога нарастающим итогом с начала года. Может показаться, что это нелегко и слишком трудозатратно, однако в случае если автоматизация учета поставлена на достаточно высокий уровень, провести такой расчет не составит труда в принципе. Зато на выходе у собственника будет детализация затрат по статьям.

Зачетный «Платон»

Платежи за «Платон» можно будет зачесть в счет транспортного налога

Плату за пользование федеральными трассами в рамках системы «Платон» можно будет засчитать в счет уплаты транспортного налога. Такой законопроект предложил Минтранс совместно с Минфином после требования президента Владимира Путина избавить автоперевозчиков от части налогового бремени. Однако на практике послабление мало чем поможет отрасли — ежегодные расходы на «Платон» могут в десятки раз превышать ставку налога.

Фирмы — владельцы 12-тонников смогут засчитывать средства, уплаченные в системе «Платон», в счет уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект разработал Минтранс совместно с Минфином. Таким образом, часть платежей за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам ежегодно будет отправляться для погашения налога на транспорт, что должно несколько упростить жизнь дальнобойщикам и снизить налоговое бремя.

Смотрите так же:  Приказ о пропускном и внутриобъектовом режиме в школе

Напомним, что до марта плата за один километр проезда по федеральной трассе для большегрузов составляет 1,53 руб. В дальнейшем сбор, как ожидается, вырастет до 3,06 руб., а с 2019 года — уже до 3,73 руб.

«Минтранс получил документ и сегодня, 9 февраля, согласует его и направит в правительство РФ, — говорится в сообщении Минтранса. — Законопроект предусматривает пересмотр правил исчисления транспортного налога как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Новые правила позволят засчитывать начисленные ранее средства в системе «Платон» в счет транспортного налога».

Путин потребовал отменить транспортный налог для фур в 2016 году

Напомним, что еще в начале января президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Тема отмены транспортного налога для грузовиков — участников системы взимания платы «Платон» возникла на ежегодной пресс-конференции Путина в декабре 2015 года. Тогда президент выразил надежду, что правительство отменит транспортный налог для 12-тонников не позднее первого квартала 2016 года.

«За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, — сказал Путин.

— Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, — не отменили.

Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты».

Отметим, что тогда на пресс-конференции звучали просьбы полностью отменить систему сборов.

Однако в своем ответе на вопрос о судьбе «Платона» и дальнобойщиков Путин впервые ясно дал понять, что отмены системы не будет. Ответ разочаровал многих водителей большегрузов, надеявшихся, что в кризис власть пойдет навстречу.

При этом президент распорядился провести оценку выпадающих доходов дорожных фондов субъектов в связи с освобождением собственников транспортных средств от уплаты транспортного налога и при необходимости представить предложения по определению источников их компенсации.

Позднее правительство сообщило, что отмена транспортного налога в целом для всех автомобилистов приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд руб. в расчете на 2016 год, и не поддержало соответствующий законопроект, однако сохранило такую возможность для большегрузного транспорта.

В итоге и сформировалось совместное решение от Минтранса и Минфина.

Поясним, что транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе «Платон» — на ремонт федеральных трасс. Именно поэтому ранее вице-спикер Госдумы Сергей Неверов обращал внимание на необходимость найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога.

Освобождение от транспортного налога не компенсирует затрат на «Платон»

Между тем сами участники рынка и дальнобойщики уверяют, что после введения системы «Платон» их расходы заметно выросли и никакое избавление от транспортного налога не может сравниться с этими потерями.

«Транспортный налог с одного грузовика составляет 20–40 тыс. руб. в год, а за пользование системой «Платон» придется выкладывать по 200–300 тыс. в год, — рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко «Газете.Ru».

Кто стоит за системой «Платон»

— Вот и выходит, что подобная «отмена» транспортного налога совершенно не компенсирует введение «Платона». Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты».

Руководитель компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин ранее уже делился собственными расчетами по «Платону».

«Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. — за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, — рассказывал Шанкин «Газете.Ru». — Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40–45 тыс. руб. Получается, что звучит громко, а на деле эффекта никакого – как мертвому припарка».

Бухгалтер небольшого семейного бизнеса по грузоперевозкам из Нижнего Новгорода Зоя Попова также уверена, что избавление от уплаты транспортного налога не слишком облегчит жизнь ее предприятию.

«У меня две фуры, в год за них я плачу около 60 тыс. руб. в виде налога на транспорт, — рассказала Попова «Газете.Ru». — Но, чтобы оплатить все наши поездки по федеральным трассам за год, придется отдать около 500 тыс. руб. за две машины – я даже не уверена, что мы столько заработаем!

При этом запчасти уже подорожали на 20–40%, мы продолжаем платить акцизы на топливо, и солярка тоже дорожает. Получается, что сборы только растут и растут. Нас убеждали, что будут поддерживать малый бизнес, а вместо этого только обдирают».

Напомним, что после масштабных несанкционированных акций протеста водителей фур, прошедших по всей России, в правительстве по-прежнему уверены, что введение денежных сборов с водителей дальнобойных машин было правильной мерой.

Дальнобойщики намерены продолжить акции протеста

Так, по мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, — ранее заявил Медведев. — А кто реально воздействует на дорогу — водители крупных грузовиков не платят практически ничего».

Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.

«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить. Запуск системы «Платон» по взиманию платы за проезд по федеральным трассам прошел удачно, утверждают в Росавтодоре. Я считаю, что система «Платон» должна быть доведена до своего логического конца», — подчеркнул глава правительства.

Сборы за проезд по федеральным трассам позволят добавить в дорожные фонды порядка 40–50 млрд руб. в год, что, по мнению Медведева, «не так мало».

«Перекрыть трассы можем в любое время»

Плату за проезд фур по федеральным трассам снизили до 1,53 рубля за километр

В ответ на волну недовольства среди автоперевозчиков в правительстве снизили сбор с тяжелых фур с 3,06 руб. до 1,53 руб. за километр пути. Мера временная, уже с марта 2016 года стоимость проезда вновь повысится. Дальнобойщики утверждают, что простым потребителям это грозит резким ростом цен в магазинах, а часть перевозчиков просто потеряют работу. 11 ноября они проведут массовую акцию протеста в нескольких регионах, включая Москву.

Правительство снизило плату за проезд по дорогам общего пользования для грузовых автомобилей массой более 12 т. С 15 ноября вместо запланированных 3,06 руб. за километр пути перевозчики будут платить только 1,53 руб. Соответствующий документ за подписью премьера Дмитрия Медведева опубликован на сайте кабмина. На такую меру чиновникам пришлось пойти после многочисленных акций протеста и требований об отмене введения такого сбора.

Однако мера оказалась временной: уже с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит 3,06 руб. за километр пути.

«Принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом», — заявляют в правительстве.
О возможных последствиях для отрасли грузоперевозок и повышении стоимости перевозимой продукции в документе не сообщается.

Отметим, что при ставке 3,09 руб. за километр ожидалось, что введение сбора пополнит в 2016 году дорожный фонд на 40 млрд руб.

Как заявили «Газете.Ru» в Росавтодоре, почти двукратное снижение финансовой нагрузки на перевозчиков до 29 февраля 2016 года даст возможность транспортным компаниям завершить перестройку бизнес-процессов. При этом

«переходный период» также предполагает умеренную политику в отношении штрафных санкций для нарушителей, что позволит опоздавшим перевозчикам завершить регистрацию в системе взимания платы, пройти процедуру открытия расчетных счетов и получения бортовых устройств.

Дальнобойщики провели первую акцию против сбора за проезд по федеральным трассам

В Росавтодоре уверены, что утвержденные правительством периоды действия тарифов наглядно покажут обоснованность расчетов государства о том, что начало взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 т не повлечет за собой коллапса на рынке грузоперевозок и удорожания стоимости перевозимых товаров.

«Таким образом, будут развенчаны мифы о негативном влиянии системы взимания платы «Платон» на рынок грузоперевозок. Тех перевозчиков, которые под предлогом понесенных убытков начнут необоснованно поднимать цены, заметят сразу», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора.

Акции протеста по всей стране

Между тем в сообществе грузоперевозчиков даже такой шаг навстречу был воспринят довольно критично. Дальнобойщики не намерены отменять запланированные ранее массовые акции протеста по всей стране. В настоящее время подобные акции готовятся в крупнейших городах по всей России. Отметим, что проведение акций пока не было согласовано с властями .

Смотрите так же:  Лицензия на кабана крым

Согласно сообщениям на форумах перевозчиков,

11 ноября протестовать на дорогах планируют дальнобойщики в Омске, Ярославле, Ростове, Барнауле, Самаре, Москве, Рязани, Екатеринбурге, Ставрополе, Воронеже, Челябинске, Тюмени, Кирове, Оренбурге, Липецке и в других городах.

Количество фур, участвующих в акции, разное: где-то заявлено 10–12 машин, а где-то — 50–100. Отметим, что ранее планировалось, что автомобили будут двигаться со скоростью 10 км/ч в крайней правой полосе. Однако сейчас условия акции смягчились: водители будут стоять на обочине со включенными аварийками.

Почему будут протестовать

Председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов — против сбора с фур. Он уверен, что его введение приведет к повышению цен в магазинах.

«В итоге эти поборы будут платить рядовые покупатели в продовольственных магазинах, говорит Котов «Газете.Ru». — Нельзя облагать население очередными поборами в кризис в угоду коммерческой структуре.

Мне в правительстве объясняли, что, мол, ничего не поделать, это рынок. Но если бабушка будет покупать молоко на три рубля дороже, разве она будут рада?

В России вводится платный проезд по всем федеральным трассам для тяжелых фур

Сейчас молочники говорят, что потребление молока за год упало на 22%, они уже не могут поддерживать низкие цены на молоко за счет более дорогих продуктов, к примеру твердых сыров. Ведь их тоже стали меньше покупать. Есть и второй момент. Если небольшие перевозчики, представители малого и среднего бизнеса не справятся с нагрузкой и уйдут из отрасли, то исчезнет конкуренция. Останутся одни монополисты, которые смогут устанавливать уже другие цены. Мы можем поставить фуры поперек трассы в любое время. Но мы сделаем это только тогда, когда нас действительно вынудят. Сейчас наша задача — не дебоширить, а высказать свою позицию. Поэтому 11 ноября одна из массовых акций пройдет в Подмосковье. Мы встанем на трассе «Дон» у обочины либо займем правую полосу».

В свою очередь, председатель Регионального совета ассоциации автомобильных перевозчиков в Центральном федеральном округе Валерий Алексеев утверждает, что крупные автоперевозчики готовы платить за проезд и наносимый фурами вред дорогам. Однако он считает, что предложенная схема не позволяет грузоперевозчикам вести бизнес с удобством и при этом получать прибыль.

«Сейчас сбор с фур временно уменьшили, но даже это не позволит покрыть все затраты перевозчиков, — сказал Алексеев «Газете.Ru». — Расчет правительства был в том, чтобы взять минимальные деньги с перевозчиков и дать им время договориться с грузоотправителями о пересмотре цен. Прошла масса совещаний у зампредседателя правительства Аркадия Дворковича с участием Росавтодора, в итоге ни нашим, ни вашим, как хотите, так и работаете. Мы не отказываемся от того, чтобы делать необходимые взносы и платить за проезд по федеральным трассам.

Мы сами выступаем за хорошие дороги и готовы вкладывать в них деньги. Но мы просим сделать эту схему удобной. Пока этого не сделано, поэтому платить за все будет конечный потребитель.

Мультипликативный эффект, инфляция — со всем этим приходится бороться перевозчикам. А сейчас нас учат, как нам работать. Мы же не приходим к дорожникам и не говорим о том, что у них столько денег, что они должны нам положить золотое полотно! Пусть и нам не говорят, что у перевозчиков деньги куры не клюют. Вот один из многих примеров наших требований: мы не работаем по предоплате и деньги за выполненный рейс можем ждать по три месяца. Мы просили перевести нас на постоплату. Кроме того, мы просили отдельно выделять плату за проезд, чтобы мы могли предоставить эти данные грузополучателю и переложить этот платеж на его плечи.

Сейчас же, когда мы будем выставлять счет с учетом сбора, на него накручивается НДС, который начинает гулять дальше, а товары подорожают».

Между тем в Росавтодоре уверяют, что опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит. По данным Росавтодора, На 12-тонники приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции (около 83%) — это навалочные материалы.

Правительство может изменить схему взимания платы с 12-тонников

«Если пакет молока в среднем стоит 60 руб., то с новым сбором его стоимость увеличится меньше чем на 2 коп. (1,7 коп.), и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок — высококонкурентный,

— отметили в пресс-службе. — Перемены ощутят прежде всего компании, которые работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. С запуском системы владельцы большегрузов, которые раньше демпинговали на рынке за счет серых схем оказания услуг, теперь столкнутся либо со штрафами, либо с необходимостью увеличивать затраты на транспортировку, что нивелирует их преимущества перед легальными перевозчиками».

Для грузовиков массой 12 тонн могут отменить транспортный налог

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Для собственников транспортных средств массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в системе «Платон», могут отменить транспортный налог. Соответствующий законопроект рекомендовал принять в первом чтении комитет Госдумы по бюджету и налогам, сообщает Агентство «Москва».

Документ разработан в связи с появлением системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой свыше 12 тонн (система «Платон»), и призван понизить финансовую нагрузку на налогоплательщиков транспортного налога.

Предполагается, что сумма транспортного налога в отношении такого вида транспорта будет уменьшаться на сумму платы, уплаченной по системе «Платон». Данная налоговая льгота будет применяться для организаций с 1 января 2016 года, для физических лиц – с 1 января 2015 года. Сама норма будет действовать до 1 января 2019 года.

Система «Платон», обеспечивающая взимание платы с большегрузов массой выше 12 тонн за проезд по федеральным трассам, действует с 15 ноября прошлого года. Грузовики платят 1,53 рубля за каждый километр пути. За первый месяц работы «Платона» в федеральный дорожный фонд поступило 1,5 миллиарда рублей.

Действие системы распространяется на 50 тысяч километров федеральных трасс на территории России, за исключением платных федеральных трасс государственной компании «Автодор». Планируется, что в 2016 году сбор платежей принесет 40 миллиардов рублей. Эти деньги должны пойти на ремонт федеральных трасс.

Система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 марта 2017 г. пресс-служба правительства РФ сообщила об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

«Платон» (от «плата» и «тонна») — российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. — Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация «Ростех», 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему «Платон» в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы «Платон» взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

— На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

Смотрите так же:  Может ли не еврей получить гражданство израиля

— Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение «Платона» так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

— С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством «Платона» и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем — 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. — для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников — юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против «Платона». В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе «Платон»: для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным «РТ-Инвест транспортные системы» на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью «Платона» средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

Платонические отношения

Постановление правительства об увеличении стоимости проезда для иностранцев подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Цену подняли с 385 до 850 рублей в сутки, с 60 до 120 тысяч рублей в год.

Помимо этого расширен список стран, граждане которых должны оплачивать проезд. Теперь там есть Латвия и Литва. Это ответная мера, так как в прибалтийских республиках уже ввели плату для наших грузовиков, рассказал «Российской газете» замгенерального директора Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Петр Павлюк.

Практически по всей Европе российские грузоперевозчики платят за проезд по федеральным дорогам. Стоимость одного километра отличается не только от страны к стране, но и зависит от класса двигателя (чем экологичнее, тем меньше плата). Тариф может колебаться от 11 до 22 евроцентров за километр. То есть не менее 8 рублей.

Если брать новые тарифы для иностранцев, которые установлены нашим правительством, то получается от 2 до 3 рублей за километр. Не так уж и много по сравнению с тарифами других стран. Но и эти средства будут весьма кстати, ведь они пойдут в Дорожный фонд, а значит, на реализацию крупных транспортных проектов.

Что касается российских владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн, то для них минтранс предусмотрел льготы — речь идет об обнулении транспортного налога до 2019 года. Законопроект об этом уже внесен в Госдуму.

Но есть нюанс. «Забыть» о налоговом платеже можно будет только в том случае, если фура накатает по федеральным трассам на большую сумму, чем сам налог. Чтобы это доказать, перевозчики должны будут прийти в налоговую инспекцию и предъявить свои платежи, которые они совершили в рамках системы «Платон», пояснил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Предполагается, что эта налоговая преференция будет применяться для организаций с 1 января 2016 года, для физических лиц — с 1 января 2015 года.

Сейчас транспортный налог зависит от лошадиных сил двигателя и решения региона, который устанавливает его размер. Сумма налога для 12-тонников может колебаться от 25 до 45 тысяч рублей, уточнил в беседе с «РГ» координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. А за год владелец фуры может наездить по российским дорогам на сумму от 100 до 150 тысяч рублей, прикинул он. Так что если законопроект примут, экономия будет значительной.

Фуры ездят не только по федеральным, но и по региональным трассам. Там нагрузка на дорогу в десятки раз больше, и трассы надо постоянно «приводить в чувство». И если раньше регионы их ремонтировали за счет поступлений от транспортного налога, то теперь решено их модернизацию финансировать напрямую из федерального бюджета.

Кабинет министров уже выделил на эти цели в этом году 34,16 миллиарда рублей, которые будут распределены между 78 регионами страны.

Еще 18,39 миллиарда рублей пойдут на крупные и социально значимые дорожные проекты, которые увеличат пропускную способность сети автодорог регионального и местного значения. Средства из этой суммы получат 27 субъектов.

Всего в федеральном бюджете на 2016 год предусмотрено межбюджетных трансфертов на дорожные проекты на сумму 84,19 миллиарда рублей.

Правительство внесло в Госдуму проект поправок в Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Согласно этим поправкам автоматические камеры станут одним из элементов дороги наравне с дорожными знаками и отбойниками. Правда, не все автоматические камеры, а только те, которые работают в системе «Платон», то есть взимают плату за проезд 12-тонников.

Впрочем, камерам фотовидеофиксации нарушений также перепало. Владельцев железнодорожных путей предлагают обязать оборудовать все переезды автоматическими комплексами фиксации нарушений. И эти комплексы также станут дополнительным элементом дороги.

Сделано это в рамках правительственного плана мероприятий, направленных на снижение смертности на дорогах. Камеры фотовидеофиксации нарушений уже показали свою эффективность по части уменьшения скорости на опасных участках дорог. В результате аварийность на них сократилась в разы. А аварийность на железнодорожных переездах растет.

Да, цифры тут не очень значительные, но это чьи-то жизни. Так, в первом квартале этого года произошло 61 ДТП на ж/д переездах. В них погибли 20 человек. В прошлом году таких аварий в 1-м квартале было 55. В них погибли 15 человек. В то же время за первый квартал только в Московской области уже работающими комплексами фотовидеофиксации было выявлено более 600 нарушений правил проезда переезда.

Налог разделят по весу

Чем тяжелее грузовик, тем больший ущерб он наносит дороге, тем больше он должен платить, считают эксперты. Но этот вариант еще предстоит всесторонне обсудить. А в ближайшее время ожидается, что будут внесены поправки в Налоговый кодекс, которые позволят владельцам фур получить налоговый вычет за проезд по федеральным дорогам. Рассматривается возможность засчитывать средства, которые они заплатили через систему «Платон», в счет транспортного налога, отметил Евгений Дитрих.

Такая система, с точки зрения налогового администрирования, вполне реальна, отмечают эксперты. И она может заработать уже в 2017 году, когда владельцы грузовиков получат транспортный налог за 2016 год. Они смогут обратиться в налоговую инспекцию за вычетом. И те, кто заплатил за проезд больше, чем сумма транспортного налога, в результате ничего не будут отчислять в казну. Для них налог будет обнулен.

Еще одно нововведение по оплате проезда для фур будет введено весной. Владельцы большегрузов начнут платить за проезд по федеральным дорогам по факту с 15 апреля, напомнил глава Росавтодора Роман Старовойт. Пока идет предварительная оплата проезда по заявленному маршруту. Но с середины апреля постоплата будет доступна только тем владельцем грузовиков, которые к моменту ее введения два месяца уже будут зарегистрированы в системе «Платон», предупредил Старовойт. И еще нужно успеть получить бортовое устройство до 15 апреля, сделал акцент глава Росавтодора. По его данным, уже более 95 процентов грузовиков 12-тонников зарегистрировались в системе «Платон». Работа по выдаче бортовых устройств продолжается, добавил он.

Система сбора платы за проезд с большегрузов работает с 15 ноября прошлого года, и в Федеральный дорожный фонд через нее поступило более 3 миллиардов рублей, констатировал Евгений Дитрих. Их планируют вложить в ремонт региональных развязок и мостов. Сейчас только 37 процентов региональных дорог находятся в нормативном состоянии. До 1 марта 2016 года с владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн будут взимать 1,53 рубля за километр, а потом тариф должен вырасти.