Обязательная экспертиза отчетов об оценке

Экспертиза отчетов об оценке

Человеку, не имеющему оценочного образования, бывает трудно разобраться в расчетах, производимых оценщиком, определить правильность выбора той или иной методики для расчетов, проверить примененные корректировки и соответствие отчета стандартам оценочной деятельности. В случае, если у заказчика оценки или третьих лиц, которые так или иначе имеют к ней отношение, например учреждение, в которое предоставляется этот документ, возникают сомнения в его правильности, достоверности и объективности, то есть только один правильный вариант — заказать проведение экспертизы отчета об оценке.

Такая процедура нужна для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы и является частью обычной оценочной практики. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, которое может быть использовано вами по своему усмотрению.

Случаи, при которых проведение экспертизы обязательно

Законом об оценочной деятельности предусматривается ряд обязательных случаев, когда проводится экспертиза отчета об оценке

  • Определение стоимости имущества должника (ст. 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • Определение цены размещения акций (ст. 77 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • Обязательный выкуп акций (ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст.т. 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах»)

В остальных случаях процедура проводится, когда есть основания предполагать, что результаты в отчете оценщика не соответствуют рыночной стоимости объекта оценки или им нарушено действующее законодательство.

Процедура проводится экспертной группой оценщиков, возглавляет которую специалист по оценке того имущества, которое фигурирует в отчете, разумеется он имеет должный опыт и стаж экспертной деятельности.

Проведение экспертизы отчета обеспечивает саморегулируемая организация оценщиков (СРО), куда входит компания или оценщик, изготовившие отчет. Для этого вам надо обратиться в СРО с соответствующим заявлением.

По результатам Вы получаете Заключение с подробными описаниями выявленных несоответствий и нарушений (при наличии таковых). Срок проведения — до 45 дней.

Новым законом об оценке устанавливается проведение единой экспертизы отчета по двум обязательным критериям

  • На соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
  • Подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, включающая в себя экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Экспертиза отчета об оценке включает в себя проверку

  1. Соответствия отчета 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и Стандартам, обязательным к применению на территории РФ
  2. Правильности выбора методик, допущений, ограничений, предпосылок.
  3. Соответствия стандартам оценочной деятельности ФСО 1, 2, 3.
  4. Анализ проведенных расчетов
  5. Вывод о достоверности результатов.

Повторная оценка

Экспертиза отчета оценщика — это только один из вариантов борьбы с заказными, предвзятыми и некомпетентными отчетами. Второй вариант — это проведение повторной оценки. Т.е., если вы не согласны с результатами имеющегося документа — вы заказываете новый, в другой оценочной компании.

Необходимость такой проверки с помощью повторной оценки может возникнуть у вас в следующих случаях.

  • Обычным делом бывают ситуации, когда заказчик имеет на руках отчет об оценке, выполненный другой оценочной компанией. Этот документ может не устраивать заказчика, возможно — он был сделан недостаточно профессионально, полученная оценщиком стоимость вызывает сомнения и не коррелируется с рыночной стоимостью или представлениями заказчика о реальной стоимости имущества.
  • Часто повторную оценку заказывают стороны, решающие свой спор в суде, как необходимое доказательство того, что их материальные права нарушены или учтены не полностью. Подробнее об этом написано в статье экспертиза оценки
  • В последнее время процедура востребована при государственной кадастровой оценке, когда заявитель не согласен со стоимостью объекта недвижимости, которую рассчитали специалисты-оценщики госкадастра.
  • Проверка отчетов об оценке может быть прописана как обязательная процедура у корпоративных заказчиков и органов власти при принятии каких-либо финансовых вопросов своей деятельности.
  • Такая процедура может быть проведена руководителем оценочной компании в отношении своего сотрудника, если его отчет вызывает сомнения в правильности или его профессиональная компетентность под сомнением.

Мы можем помочь Вам разобраться в том или ином коэффициенте, объяснить целесообразность его применения, определить корректность расчета стоимости. Для этого вам только нужно связаться с нами и предоставить документ, проверку которого вы хотите заказать. Сделать это можно даже в электронном виде.

Что же делать, когда имеется два отчета с разными результатами оценки? В этом случае, дело часто решается в ходе переговоров сторон. Либо, обычно при разбирательстве дел в суде, назначается проведение новой повторной оценки.

Если Вы хотите провести проверку отчета об оценке — обратитесь к нам, используя контактную информацию. Звоните, мы поможем!

Экспертиза отчетов об оценке в РФ

Законодательная база

В соответствии с законодательством РФ обязательная экспертизы отчетов об оценке проводится в следующих трех случаях.

1. Согласно статье 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» орган, уполномоченный[1] на подготовку заключений по отчетам оценщиков, проверяет отчет об оценке и готовит мотивированное заключение, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, которое направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков (далее — СРОО), членом которой является оценщик, составивший данный отчет. СРОО обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия или несоответствия вышеуказанным требованиям.

В случае если СРОО представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.

2. Согласно статье 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» «в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее — цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.» В уполномоченный орган1 представляется копия отчета оценщика об оценке в случае, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик. Уполномоченный орган, в случае принятия им решения о несоответствии отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, вправе направить мотивированное заключение в СРОО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, для проведения его экспертизы.

В случае подготовки СРОО по итогам экспертизы отрицательного заключения, цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.

3. Согласно статье 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статьи 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию данного лица или владельцев оставшихся акций цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не может быть ниже стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной СРОО при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора СРОО, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

В отличие от двух первых случаев, экспертиза может проводиться СРОО, членом которой оценщик, составивший отчет, не является.

Таким образом, во всех трех случаях обязательного проведения экспертизы, предусмотренных законодательством, экспертиза направлена, в первую очередь, на проверку стоимости, определенной в отчете об оценке, в рамках проверки соблюдения оценщиком требований законодательства. При этом отсутствует единый подход в части принятия решения по результатам экспертизы: в первом случае — это признание недостоверной стоимости, полученной в отчете, во втором — цены, установленной на основе отчета об оценке, в третьем – результатом экспертизы должно стать подтверждение стоимости в отчете.

Смотрите так же:  Сдать под залог технику

Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке

Законодатель не установил единый порядок проведения экспертизы отчетов об оценке. Согласно п.11 Федерального стандарта оценки № 1[2] «При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.»

Термины достаточности и достоверности раскрыты далее в п. 19 ФСО №1. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Порядок проведения экспертизы применительно к вышеуказанному третьему случаю обязательного проведения экспертизы установлен Приказом Минэкономразвития России от 29 сентября 2006 г. N 303. Данный порядок в обобщенной форме содержит требования законодательства к отчету об оценке применительно к проведению экспертизы, и уточняет, что в результате экспертизы выдается либо мотивированное положительное экспертное заключение, которое является подтверждением рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, либо отрицательное.

Кроме порядка проведения экспертизы отчетов об оценке, установленного для третьего случая, порядок экспертизы был регламентирован для Росимущества Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 №185 «Об утверждении порядка проведения экспертизы отчетов об оценке», однако в связи с преобразованием ФАУФИ в ФАУГИ данный приказ утратил силу.

Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) подготовлены «Рекомендации НСОД по проведению экспертизы отчетов по оценке» (Протокол № 3 от 05 марта 2009 г.). В данном документе НСОД рекомендует всем потребителям услуг по оценке, с целью получения квалифицированных объективных экспертных заключений, привлекать для проведения экспертиз отчетов об оценке экспертные советы СРОО.

В законодательстве СРОО в общем случае не ограничены в отношении проведения экспертизы отчетов об оценки оценщиков, являющихся членами других СРОО. Кроме того, законодательством в отношении экспертизы отчетов об оценке не установлены какие-либо ограничения в отношении субъектов, имеющих право проводить экспертизу отчетов об оценке. Вместе с тем во всех случаях обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке в качестве такого субъекта определены СРОО, при этом как указано в статье 24.2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г экспертизу отчетов об оценке ценных бумаг, а также экспертизу иных видов отчетов оценщиков в соответствии с законодательством осуществляет экспертный совет СРОО.

СРОО самостоятельно утверждают собственные положения о проведении экспертизы. При этом, например, у Российского общества оценщиков есть два документа: «Положение о порядке проведения экспертизы отчетов Российским обществом оценщиков» от 27 мая 2009 года и «Методические рекомендации по экспертизе отчетов об оценке» 25 июня 2008 г. В первом описываются общие и организационные положения, во втором методические.

Проблемы экспертизы отчетов об оценке

Краеугольным камнем противоречий существующих положений по экспертизе отчетов об оценке является отношение к выявлению и указанию замечаний, существенно влияющих на стоимость, в терминах законодательства: проверка достоверности информации, содержащейся в отчете и наличия фактов введения в заблуждение. Существующие положения различных СРОО предполагают возможность проведения экспертизы на соответствие законодательству без проверки отчета на наличие таких замечаний. В частности, вышеуказанные Методические рекомендации РОО содержат административную экспертизу (экспертизу соблюдения) и техническую экспертизу, которые допускают отсутствие проверки точности расчетов и достоверности данных. При этом в определении административной экспертизы указано, что она проводится для проверки всем требованиям или нормам (Федеральным стандартам оценки и Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г).

Таким образом, в настоящее время отсутствуют четкие единые требования к процедуре экспертизы отчётов об оценке и к содержанию экспертных заключений, понятные всем субъектам рынка оценочных услуг. В тоже время экспертные советы СРОО, множество государственных и коммерческих организаций (в т.ч. ФАУГИ и его территориальные органы, Комитеты по управлению имуществом субъектов РФ и муниципальных образований, РЖД, МРСК, Газпром, Лукойл, Госкорпорации, банки и многие другие) проводят экспертизу отчетов об оценке и выносят своё решение о качестве работы оценщиков. Опыт общения с экспертами, проверяющими отчеты об оценке, показывает, что далеко не все они понимают сложность, важность и ответственность своей работы. Нередки случаи, когда экспертизу отчетов об оценке проводят специалисты, не имеющие необходимых знаний и опыта даже по оценке. В результате в таких заключениях замечания носят не просто формальный, но зачастую и ошибочный характер. Оценщики, получив такое «заключение-рекламацию», не знают, что делать, и как реагировать на замечания эксперта. Подобное положение характерно для всех регионов России. На наш взгляд, также недопустима ситуация, когда на один и тот же отчёт об оценке в зависимости от того, кто проводит экспертизу, может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение или два отрицательных, но с замечаниями взаимоисключающими друг друга.

Не лучше и другая ситуация, когда выдаётся положительное заключение на отчёт об оценке, в котором содержатся ошибки, необходимость исправления которых очевидна, например, наличие двойного счёта или арифметические ошибки, существенно влияющие на величину рыночной стоимости. Вред такого «государственного» и «профессионального» подхода к экспертизе отчётов об оценке очевиден: в случае своевременного выявления факта подготовки такого «положительного» заключения и исправления ошибок, содержащихся в отчёте об оценке, итоговая величина рыночной стоимости изменяется в разы или в десятки раз, что, при совершении сделки по стоимости указанной в первоначальной версии отчёта, могло нанести ущерб, например, государству в миллиарды рублей.

Обучение экспертизе отчетов об оценке

С начала 2009 года ЗАО «Экспертный совет» провел цикл семинаров – мастер-классов «Экспертиза отчётов об оценке объектов недвижимости и бизнеса». Семинар был проведён в десяти региональных центрах России: г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону, г. Воронеж, г. Казань, г. Самара, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Пермь, г. Новосибирск.

Семинар был подготовлен А.В. Каминским и К.Е. Калинкиной по результатам проведения в Росимуществе экспертизы более двенадцати тысяч отчетов об оценке собственности, стажировок специалистов территориальных управлений Росимущества, а также с учётом опыта лучших российских и международных оценочных компаний. Партнерами и соорганизаторами семинаров выступали СРОО оценщиков и их региональные отделения: Ассоциация российских магистров оценки, Межрегиональный союз оценщиков, Российское общество оценщиков, Национальная коллегия специалистов-оценщиков, а также государственные органы власти, высшие учебные заведения и образовательные центры.

На основе содержательной части фрагментов заключений Росимущества и СРОО рассматривались нарушения законодательства об оценочной деятельности, допущенные оценщиками в отчётах об оценке объектов недвижимости и бизнеса, обсуждались варианты их исправления. Основное внимание уделялось рассмотрению ошибок, исправление которых существенно влияет (может повлиять) на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки. Участники семинара имели возможность закрепить рассмотренный материал на мастер-классе в процессе самостоятельной подготовки замечаний на фрагменты реальных, но обезличенных отчётов об оценке с последующим обсуждением и анализом их работы авторами семинара.

Рассматривались примеры экспертных заключений, содержащих ошибочные замечания, подготовленные различными организациями. На конкретных примерах демонстрировались ответственность экспертов за решения, принятые на основе подготовленных ими заключений на отчёты об оценке, предлагались эффективные механизмы защиты оценщиков от произвола некомпетентных экспертов.

В начале семинара участники часто высказывали мнение, что экспертизой отчетов могут заниматься оценщики, обладающие базовыми знаниями в области оценки, а возможно и не имеющие таковых. Мастер-класс по подготовке экспертных заключений показал участникам семинара, что подготовить качественное отрицательное заключение на отчёт об оценке очень непросто. По результатам мастер-классов все участники признали, что экспертами должны быть только наиболее опытные оценщики. В случае наличия ошибок в отчёте об оценке эксперт должен не только выявить их, но и сформулировать замечания, понятные не только оценщику, но и заказчику отчёта, из которых ясна существенность нарушений с точки зрения влияния их на стоимость. На семинаре на конкретных примерах показывалось, что заказчика, в подавляющем большинстве случаев, не интересует экспертиза по формальным признакам. Нужна стоимостная экспертиза, направленная на выявление возможных ошибок в отчётах об оценке, существенно влияющих на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки.

Смотрите так же:  Оформить лицензию такси спб

Разработка единых методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке.

14 июля 2009 года состоялось расширенное заседание Экспертного совета НП «АРМО». Основным вопросом, рассматриваемым на Заседании, был вопрос о требованиях к проведению экспертизы отчетов об оценке, а также о требованиях к содержательной части экспертных заключений. На заседании присутствовали крупнейшие заказчики оценочных работ – представители Министерства обороны Российской Федерации, ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ГК «Олимпстрой».

Приглашенные представители заказчиков оценочных работ и экспертизы отчетов об оценке сошлись во мнении, что экспертиза отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности в РФ может производиться только с точки зрения стоимости объекта оценки. Они согласились с тем, что их интересует итоговая величина стоимости объекта оценки и возможные последствия неправильного ее определения, а именно, какой материальный ущерб может быть нанесен в результате использования неверной оценочной стоимости при проведении сделки. Таким образом, в экспертизе отчета об оценке заказчиков, прежде всего, интересует, содержит ли отчет об оценке ошибки, исправление которых влечет за собой существенное изменение стоимости.

Итогом заседания стало принятие требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке, не соответствующий законодательству об оценочной деятельности в РФ. Также было принято решение о создании рабочей группы по разработке Методических рекомендаций по проведению экспертизы отчетов об оценке.

6 августа 2009 года состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли: представители СРОО: НП «АРМО», НП «МСО», НП «ОПЭО»; члены СРО «РОО» и «СМАО»; представители государственных структур: Федеральная служба по финансовым рынкам, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, ГУ Московская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Фонд имущества г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»); представители крупнейших корпоративных заказчиков оценки: ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ГК «Олимпстрой», Фонд «РЖС», ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания», ГК «Ростехнологии»; представители банковских структур: Ассоциация Российских банков (АРБ), ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Российский Сельскохозяйственный Банк».

На заседании вновь была поднята проблема существования множества видов экспертиз. Все участники рабочей группы согласились с тем, что административная и техническая экспертиза (в терминах Международных стандартов оценки (МСО)) не имеют права на существование, поскольку противоречат действующему законодательству об оценочной деятельности.

Рассматривались и другие методические проблемы экспертизы отчетов об оценке. В частности, оживленное обсуждение вызвал вопрос о необходимости осмотра объекта оценки при проведении экспертизы в связи с необходимостью проверки достоверности информации об объекте оценки. Большинство участников выразило мнение, что эксперт проводит экспертизу при допущении, что информация по объекту оценки, приведенная в отчете, может считаться достоверной, если у эксперта отсутствуют основания считать иначе; объектом исследования является отчет об оценке, а не объект оценки, а подтвердить характеристики объекта оценки на прошедшую дату оценки физически невозможно.

Результатом заседания группы стало утверждение структуры Методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке и требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке, а также определены ключевые методические проблемы и направления разработки Методических рекомендаций.

[1] В настоящее время — Росимущество
[2] «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Случаи обязательной экспертизы

Экспертиза проводится по обращениям различных лиц:

  • Клиентов (как Заказчиков оценки, так и прочих заинтересованных лиц, в т.ч. оппонентов Заказчика);
  • Аудитора заказчика;
  • Государственных контролирующих органов;
  • Судов;
  • Самих оценщиков.

В большинстве случаев экспертиза отчета является инициативной (т.е. не обязательной по требованиям законодательства).

При этом российское законодательство содержит ряд требований по проведению обязательной экспертизы отчетов в саморегулируемых организациях оценщиков, в т.ч.:

  • Экспертиза отчетов об оценке в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Экспертиза отчетов об оценке в соответствии со статьей 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Требования по экспертизе отчетов содержится и в ряде других нормативных актов.

Приказ Минэкономразвития РФ от 29 сентября 2006 г. № 303 “Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы”

В целях реализации положений статьи 7 Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 172) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2006 г.

Регистрационный N 8427

Приложение
к приказу Минэкономразвития РФ
от 29 сентября 2006 г. N 303

Положение
о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 172) определяет порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы.

1.2. При проведении экспертизы отчета об оценке ценных бумаг (далее — экспертиза отчета об оценке) осуществляется совокупность мероприятий, предусмотренных пунктом 12 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3026).

1.3. Лицо, заключившее договор на проведение оценки ценных бумаг, является заказчиком экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, составленного в результате проведений оценки ценных бумаг (далее — заказчик экспертизы).

1.4. Проведение экспертизы отчета об оценке осуществляется саморегулируемой организацией оценщиков, соответствующей требованиям настоящего Положения.

1.5. Объектом экспертизы является отчет об оценке, содержащий все упомянутые в нем приложения и иллюстративные материалы.

II. Требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы отчета об оценке

2.1. Заказчик экспертизы самостоятельно выбирает саморегулируемую организацию оценщиков, удовлетворяющую требованиям настоящего Положения, для осуществления проведения экспертизы отчета об оценке.

2.2. В течение трех дней с даты передачи отчета об оценке на экспертизу информация о выборе саморегулируемой организации оценщиков и дате передачи отчета об оценке на экспертизу направляется заказчиком экспертизы в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2.3. Проведение экспертизы отчета об оценке осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков*, удовлетворяющими следующим требованиям:

— объединение в составе саморегулируемой организации оценщиков в качестве ее членов не менее чем 300 лиц, имеющих право осуществлять оценочную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

— наличие в саморегулируемой организации оценщиков структурного подразделения, осуществляющего функции по проведению экспертизы отчетов об оценке и действующего на постоянной основе;

— наличие в структурном подразделении, осуществляющем функции по проведению экспертизы отчетов об оценке, лиц, удовлетворяющих следующим требованиям:

а) наличие диплома государственного образца, подтверждающего, что лицо прошло подготовку по основным или дополнительным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования в области оценочной деятельности;

б) стаж работы в оценочной деятельности не менее пяти лет;

в) наличие не менее десяти подписанных отчетов об оценке бизнеса или ценных бумаг, по которым не было постановлений суда о признании их недействительными;

— наличие внутренних документов, устанавливающих порядок проведения экспертизы отчетов об оценке.

2.4. Саморегулируемая организация оценщиков, осуществляющая проведение экспертизы отчета об оценке, предоставляет по состоянию на дату заключения договора на проведение экспертизы отчета об оценке заказчику экспертизы по его запросу следующие документы:

— заверенную в установленном порядке копию учредительных документов саморегулируемой организации оценщиков;

— заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке саморегулируемой организации оценщиков на учет в налоговом органе;

— заверенную в установленном порядке копию списка членов саморегулируемой организации оценщиков;

— заверенную в установленном порядке копию положения о структурном подразделении, осуществляющем функции по проведению экспертизы отчетов об оценке;

— заверенные в установленном порядке копии дипломов государственного образца, подтверждающих, что лица, входящие в структурное подразделение, осуществляющее функции по проведению экспертизы отчетов об оценке, прошли подготовку по основным или дополнительным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования в области оценочной деятельности;

— заверенные в установленном порядке копии трудовых книжек, подтверждающих стаж работы в области оценочной деятельности лиц, входящих в структурное подразделение, осуществляющее функции по проведению экспертизы отчетов об оценке, или копии свидетельств о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (для физических лиц, осуществляющих (осуществлявших) свою деятельность без образования юридического лица);

— письмо, свидетельствующее о наличии у лиц, входящих в структурное подразделение, осуществляющее функции по проведению экспертизы отчетов об оценке, не менее десяти подписанных указанным лицом отчетов об оценке бизнеса или ценных бумаг, по которым не было постановлений суда о признании их недействительными.

2.5. Экспертиза отчета об оценке не может проводиться лицом, которое состоит или состояло в течение года, предшествующего дате заключения договора на проведение экспертизы отчета об оценке, в близком родстве, свойстве или договорных отношениях с оценщиком, выполнявшим отчет об оценке, или с заказчиком экспертизы.

III. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке

3.1. Экспертиза отчета об оценке осуществляется на договорной основе.

3.2. Экспертиза отчета об оценке проводится на основе следующих документов, представляемых заказчиком экспертизы:

— заверенной в установленном порядке копии отчета об оценке, содержащего все упомянутые в нем приложения и иллюстративные материалы;

— заверенной в установленном порядке копии договора об оценке.

3.3. Экспертиза отчета об оценке не предполагает проведения повторной оценки.

3.4. При проведении экспертизы отчета об оценке проверяется:

— соблюдение оценщиком при проведении оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности по содержанию отчета об оценке;

— соблюдение оценщиком при проведении оценки требований соответствующего договора об оценке;

— достаточность использованной в процессе оценки информации;

— достоверность использованной в процессе оценки информации;

— обоснованность использования или отказа от использования подходов к оценке;

— обоснованность сделанных в процессе оценки допущений.

3.5. Проверка соблюдения оценщиком при проведении оценки общих требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности к содержанию отчета об оценке состоит в проверке наличия в отчете об оценке следующих сведений:

— о дате проведения оценки объекта оценки;

— о цели и задаче проведения оценки объекта оценки;

— о дате составления и порядковом номере отчета;

— об основании для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

— о месте нахождения оценщика и наличии у него основания для осуществления оценочной деятельности;

— точное описание объекта оценки;

— информацию об использованных стандартах оценки;

— перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения;

— перечень документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки;

— принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

— последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

— дата определения стоимости объекта оценки.

3.6. Проверка соблюдения оценщиком при проведении оценки требований соответствующего договора об оценке осуществляется путем установления соответствия отчета об оценке тем требованиям к содержанию и оформлению отчета об оценке, которые установлены договором об оценке.

В случаях, когда договором установлены требования по использованию оценщиком тех или иных стандартов и (или) методических рекомендаций, проверяется соответствие отчета об оценке требованиям таких документов.

3.7. При проведении экспертизы отчета об оценке необходимо сопоставить следующие данные отчета об оценке и требования договора об оценке:

— основание заключения договора;

— вид объекта оценки;

— вид определяемой стоимости объекта оценки;

— сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;

— точное указание на объект оценки и его описание.

3.8. При проведении проверки достаточности используемой в отчете об оценке информации проверяется соблюдение условия о том, что использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при оценке рыночной стоимости объекта оценки и определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете об оценке.

3.9. При проведении проверки достоверности информации, используемой в отчете об оценке, проверяется соблюдение условия о том, что данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при определении рыночной стоимости, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения в отношении рыночной стоимости объекта оценки.

3.10. При проведении проверки обоснованности использования или отказа от использования подходов к оценке необходимо:

— проверить применение оценщиком при проведении оценки затратного, сравнительного и доходного подходов;

— оценить обоснованность и целесообразность отказа оценщика от использования какого-либо подхода к оценке в случае такого отказа;

— проверить обоснованность применения различных методов оценки в рамках данных подходов;

— проверить процедуру согласования результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

3.11. При проведении проверки обоснованности сделанных в отчете об оценке допущений проверяется аргументированность допущений, используемых при определении рыночной стоимости ценных бумаг, их подтвержденность анализом рынка, к которому относится объект оценки, необходимыми расчетами, количественными и качественными характеристиками объекта оценки и другой достоверной и достаточной информацией.

3.12. При проведении экспертизы отчета об оценке должны быть раскрыты ограничения сделанных выводов.

3.13. При проведении экспертизы отчета об оценке не должны рассматриваться события, затрагивающие имущество или рынок, произошедшие после даты проведения оценки.

3.14. По итогам проведения экспертизы отчета об оценке составляется документ, содержащий результаты экспертизы отчета об оценке, с комментариями относительно содержания отчета об оценке и его качества на основе проведенной проверки и оценкой достоверности итоговых результатов (далее — экспертное заключение).

3.15. Экспертное заключение подписывает руководитель саморегулируемой организации оценщиков, руководитель структурного подразделения саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющего функции по проведению экспертизы отчета об оценке, и лицо, проводившее экспертизу отчета об оценке.

3.16. По результатам проведенной экспертизы отчета об оценке выдается:

— мотивированное положительное экспертное заключение, которое является подтверждением рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, в случае соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, и договора на проведение оценки ценных бумаг;

— мотивированное отрицательное экспертное заключение, в случае несоответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности либо стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, либо договора на проведение оценки.

3.17. Положительное экспертное заключение после направления заказчиком экспертизы владельцам ценных бумаг уведомления о наличии права требования выкупа ценных бумаг либо требования о выкупе ценных бумаг публикуется на официальном сайте заказчика экспертизы и официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети Интернет.

3.18. Отрицательное экспертное заключение публикуется саморегулируемой организацией оценщиков на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет после направления такого экспертного заключения заказчику экспертизы.

3.19 Саморегулируемая организация оценщиков должна соблюдать условие конфиденциальности информации о ходе проведения экспертизы отчета об оценке.

* В том числе саморегулируемыми организациями оценщиков, объединяющими лиц, осуществляющих оценочную деятельность на основании статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3456).

Приказ Минэкономразвития РФ от 29 сентября 2006 г. N 303 “Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2006 г.

Регистрационный N 8427

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Смотрите так же:  Квалификационные требования к арбитражному управляющему