Отчетность агентства недвижимости в росфинмониторинг

Должны ли аентства недвижимости отчитываться в росфинмониторинг по договору поиска покупателя

Добрый день! Подскажите пожалуйста, должно ли отчитываться агентство по продаже недвижимости в росфинмониторинг, если заключается договор по поиску покупателя. Далее уже покупатель заключает договор с собственником самостоятельно. Спасибо.

Ответы юристов (5)

Евгения, добрый день! Нет, такой обязанности агентств недвижимости законом не установлено, информация о зарегистрированных сделках по переходу прав на недвижимое имущество в обязательном порядке предоставляется, например, Росреестром, ГИБДД (по транспортным средствам) в налоговую в силу ч. 4 ст. 85 НК РФ.Так же ряд обязательств установлен ст. 7-7.3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» но и там не установлено обязанностей агентств недвижимости сообщать информацию о поиске покупателя недвижимости в Росфинмониторинг

Уточнение клиента

То есть правильно ли я понимаю, что если мы заключили агентский договор на поиск покупателя и собственник нам заплатил по этому договору агентское вознаграждение, а потом заключил договор купли-продажи с найденным покупателем, то мы не обязаны подавать уведомление в росфинмониторинг? это уведомление подает собственник?

03 Сентября 2018, 12:13

Есть вопрос к юристу?

Да, такой обязанности у Вас нет

Евгения, добрый день.

ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

предполагает предоставление информации только о сделках с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю.

К их числу относятся

1.1. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Предоставление в Вашем случае информации о посредничестве при сделке не обязательно.

Т.е. я правильно Вас понял, что в рамках агентского договора Вы лишь подбираете покупателя и после этого не занимаетесь последующим оформлением и сопровождением сделки?

Уточнение клиента

Да, просто находим покупателя и все

03 Сентября 2018, 12:34

Нет, закон не содержит обязанность предоставлять отчетность за заключение агентского договора.

В ст. 5 Закона указано, что

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

НО как уже указал, обязанность предоставлять информацию возникает только при совершении сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности при цене сделки более 3 млн.

У Вас же результатом сделки является лишь оказание услуги по поиску покупателя — на чем Ваша услуга и заканчивается.

При этом Вы не ведете сопровождение сделки, а значит обязанность уведомлять о ее исполнении Росфинмониторинг в данном случае исключена.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Отчетность агентства недвижимости в росфинмониторинг

Агентство недвижимости и росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю?

(опубликовано на www.smyslovy.ru 23.08.2016)

Напомним нашим читателям, что в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

По вопросу представления сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторинг еще в 2013 году выпустил Информационное письмо от 02.08.2013 №30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не являющимися кредитными организациями».

Воспроизведем некоторые актуальные до сих пор положения вышеуказанного письма Росфинмониторинга №30, немного сократив и упростив их без потери смысла для удобства наших читателей, а также приведя некоторые практические примеры по ним.

Что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг?

В соответствии с действующим законодательством РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Поэтому если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, то обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Так, например, обычный договор купли-продажи недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации (государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество по нему), поэтому отчет ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должен быть представлен в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора сторонами, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом. А вот договор долевого участия в строительстве, подлежит государственной регистрации, поэтому ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

Каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона №115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом?

В случае, если организация или предприниматель не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации (такое, например, бывает, когда регистрирующий орган анонсировал регистрацию сделки на одну дату, а по факту произвел ее гораздо раньше), то при заполнении ФЭС 1-ФМ в разделе «Сведения об операции» в графе «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в графе «Дата выявления операции» — дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона №115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве, к сделкам, подлежащим обязательному контролю?

По мнению Росфинмониторинга заключение договора участия в долевом строительстве будет подлежать обязательному контролю. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по мнению Росфинмониторинга, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключенный с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 0000 рублей.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления, к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ?

По мнению Росфинмониторинга договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую 3 000 000 рублей можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его подписания.

Кроме того, по мнению Росфинмониториинга, обязательному контролю подлежит сделка по договору купли-продажи пая в жилищном (жилищно-строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает 3 000 000 рублей.

Смотрите так же:  Увольнение пенсионера материально ответственного по собственному желанию

Подлежит ли договор аренды недвижимого имущества обязательному контролю?

Сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает 3 000 000 рублей.

На всякий случай еще раз обратим внимание наших читателей на то, что речь здесь идет о договоре аренды, предусматривающем выкуп (!) арендуемого недвижимого имущества.

В рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Росфинмониторинг также обращает внимание на то, что если у работников организации или предпринимателя на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация и предприниматель обязаны представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Если договор аренды недвижимого имущества, подлежащий обязательному контролю, заключен на неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о такой сделке?

Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества (обратите внимание на то, что речь идет о договоре аренды с условием о выкупе арендуемого недвижимого имущества), общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше 3 000 000 рублей, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает 3 000 000 рублей, у субъекта Федерального закона №115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю. При формировании ФЭС 1-ФМ о такой операции в графе «Основание совершения операции» указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в графе «Дополнительная информация» — сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.

Дополнительные популярные вопросы от агентств недвижимости:

Что должны делать агентства недвижимости в рамках взаимодействия с Росфинмониторингом?

Все без исключения агентства недвижимости обязаны:

— встать на учет в Росфинмониторинг;

— разработать правила внутреннего контроля и пакет внутренних документов к ним;

— назначить специальное должностное лицо;

— пройти обучение по финансовому мониторингу (целевой инструктаж);

— сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в т.ч. ежеквартальную;

— выполнять иные обязанности, о которых Вам обязательно расскажет специалист по образовательной деятельности в сфере финансового мониторинга Павел Смыслов в учебном центре МУКПЦФМ.

Мы готовы помочь всем без исключения агентствам недвижимости и риелторам в исполнении ими всех вышеуказанных обязанностей, в т.ч. разработать им правила внутреннего контроля, помочь в постановке на учет, провести обязательное обучение и т.д. Обращайтесь к нам по телефонам 8-903-686-31-87 и 8-964-705-83-10.

Мы — агентство недвижимости. Мы считаем Росфинмониторинг несерьезным государственным органом. Отчеты мы в финансовую разведку не сдавали и сдавать не будем. Правила внутреннего контроля нам не нужны. Проходить учебу по финмониторингу не хотим. Могут ли нас наказать?

Вас накажут, причем запросто. Штрафы за неисполнение законодательства по финансовому мониторингу достигают 1 000 000 (одного миллиона) рублей. Быть может все таки стоит начать сдавать отчетность, делать правила внутреннего контроля и проходить обучение по финансовому мониторингу?

Мы надеемся, что эта статья пригодиться агентствам недвижимости в работе по ПОД/ФТ, а обязанности, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 г. будут приниматься риелторами более полно и корректно.

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

www.corporate-info.ru — наш сервер раскрытия информации

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-201 7

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Отчетность в финмониторинг

Помогите разобраться! Я поняла так, что о любых сделках более 600 000 организация должна отчитаться в финмониторинг. А в какой форме, в какие сроки? и по любой ли сделки. Можно на примерах, чтобы лучше понять
Например две ситуации: 1. Агентство недвижимости сведя покупателя с продавцом (которые продали квартиру за 4 000 000) должна отчитываться в финмониторинг .
2. ООО положило в банк по договору беспроцентного займа 1 000 000, а потом рассчиталась в сумме 1 000 000 за покупку оборудования, которое на баланс поставила. В этом случае тоже надо в финмониторинг отчет сдавать.
Я к чему такие разные ситуации привела, что бы понять любая оплата или поступление (товаров, работ, услуг) более 600 000 всегда сопровождается отчетом в финмониторинг??
Заранее спасибо!

Не, наверное не совсем так, наверное должен быть какой-то спец.перечень организаций, которые должны отчитываться. Не может быть, что по любой купле-продажи все бы в финмониторинг отчитывались.. Разъясните, пожалуйста! Может что почитать дельное посоветуете.

Александра, здравствуйте! спасибо большое за ответ! Да, закон этот я уже начала читать и еще в парочку к нему 3 штуки распечатала.
Знаете, я не нашла, про отчеты ничего. Установлены лица, которые должны уведомить мониторинг о начале деятельности, так сказать встать на учет и потом отчитываться. А вот что касается отчетов ни тех кто встал ни тех кто не встал, но сделки более 600 000 (и 3млн) ничего не нашла.

И еще, Александра, скажите, пожалуйста, Ваше мнение, а эти отчеты кто должен делать. тоже бухгалтер. или иные лица.
Спасибо!

Проверка Агентств недвижимости и ИП со стороны Росфинмониторинга

Что проверяет Росфинмониторинг в агентстве недвижимости

С начала 2016 года специалистами «Национальное достояние» (МЭЦФМ) сопровождались многочисленные проверки агентств недвижимости со стороны Росфинмониторинга. Мы делимся с нашими читателями и клиентами опытом сопровождения таких проверок.

Какие документы и информацию требует представить Росфинмониторинг:

В данном случае, мы приводим перечень документов, запрашиваемых у агентства недвижимости, которое не стоит на учете в МРУ Росфинмониторинга. Целью Росфинмониторинга в данном случае является выявление в деятельности агентства недвижимости посреднической деятельности в сфере купли-продажи недвижимого имущества, а также наличие документов в исполнение обязанностей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма (Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») (далее ПОД/ФТ). Из всего списка мы приводим только те документы, которые соотносятся с целью проверки в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ.

Обращаем внимание организаций и на период, за который запрошены документы. В приведенном нами в качестве примера запросе, период составляет более чем 3 года.

2. Справку за подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации о наличии всех банковских счетов организации с указанием даты открытия (закрытия) каждого счета;

3. Распорядительные документы (приказы, протоколы, решения) о назначении должностных лиц организации (руководителя, главного бухгалтера), данные руководителя – дата и место рождения, адрес места регистрации/жительства;

4. Приказы о назначении должностных лиц, исполняющих в проверяемом периоде функции специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля с приложением данных специальных должностных лиц — дата и место рождения, адрес места регистрации/жительства;

5. Диплом о высшем профессиональном образовании должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и документы подтверждающие прохождение специальными должностными лицами обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ);

6. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в редакциях, действующих в проверяемом периоде, либо пояснения в случае отсутствия таковых;

Смотрите так же:  Договор на проектно изыскательские работы

7. Документы, подтверждающие обучение сотрудников организации в целях ПОД/ФТ, либо пояснения в случае их отсутствия;

8. Документы, подтверждающие осуществления организацией программы проверки внутреннего контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля, либо пояснения в случае их отсутствия;

9. Список численности сотрудников по должностям – руководитель, заместители руководителя, главных бухгалтер, юрист (если имеется в штате) за проверяемый период, с указанием ФИО, должности сотрудника, даты приема/даты увольнения;

10. Документы, подтверждающие идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе, порядок работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо пояснения в случае отсутствия документов;

11. Анкеты на клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя в случае их ведения в организации;

12. Договоры займов, договоры информационно-консультационных услуг (в случае их наличия);

13. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом на сумму равную или превышающую 600 000 рублей, подлежащих обязательному контролю в рамках ст. 6 Федерального закона;

14. Сведения об операциях с недвижимым имуществом на сумму равную или превышающую 3 000 000 рублей;

15. Договоры на оказание посреднических услуг в сфере купли-продажи недвижимого имущества, стоимость отчуждаемого/приобретаемого объекта недвижимости по которым равна или превысила 3 000 000 рублей, с приложением документа, подтверждающего переход права собственности на объект недвижимости, акта выполненных услуг и заключенного договора (в случае наличия) за проверяемый период (по 3 договора за каждый календарный год проверяемого периода);

16. Документы, подтверждающие направление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также документы, подтверждающие выявление и направление в Росфинмониторинг сведений, согласно п.3 ст.7 Федерального закона;

17. Бухгалтерская отчетность по состоянию на последнюю отчетную дату или налоговая декларация за последний отчетный период, в случае применения упрощенной системы налогообложения;

18. Выписка по расчетным счетам, сформированная в электронном виде за период с 01 января 2013 года по 08 апреля 2016 года с помощью системы дистанционного обслуживания «Клиент-Банк»;

19. Карточки счетов (только в электронном виде в формате *.xls) за период с 01 января 2013 года по 08 апреля 2016 года:

51 «Расчетные счета»;

52 «Валютные счета»;

58 «Финансовые вложения»;

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Как видно в перечне запрашиваемых документов отсутствует уведомление о постановке на учет организации в МРУ Росфинмониторинга. Таким образом, Росфинмониторинг имеет право проводить проверку в отношении любых организаций, даже не состоящих на учете. Указанный перечень документов, как правило, запрашивается и у организаций, состоящих на учете в МРУ Росфинмониторинга.

Стоит также обратить внимание и на запрос по поводу правил внутреннего контроля. Как видно из запроса, их необходимо представить во всех редакциях, действующих за проверяемый период. Соответственно, если в организации правила внутреннего контроля не актуализировались, значит, внутренний контроль в целях ПОД/ФТ не осуществлялся должным образом.

Каждый запрос Росфинмониторинга может быть индивидуальным и содержать и иной перечень документов и информации

Мы советуем организациям должным образом и своевременно исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ. В случае возникших затруднений, обращайтесь к экспертам по финансовому мониторингу. Наш опыт работы позволит вам сэкономить время и не допустить ошибок в ведении документооборота и исполнения иных обязанностей в целях ПОД/ФТ.

Финмониторинг 6 / 4855

Для более полного понимания ситуации с Росфинмониторингом и АН можно прочитать следующее:

24.10.2005г. Постановлением Правительства РФ №638 в ст.2 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» внесен п.п. «д», согласно которого на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу должны вставать и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Это делается в целях исполнения Федерального Закона от 7.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Таким образом, агентства недвижимости должны докладывать Росфинмониторингу обо всех сделках с недвижимостью. Попытка утаить информацию карается серьезными штрафами, вплоть до приостановления работы компании. В штате любого риэлторского агентства должен иметься сотрудник, отвечающий за связь с Росфинмониторингом. Он же должен вести контроль всех операций с недвижимостью и выявлять подозрительные сделки, подпадающие под действие вышеупомянутого федерального закона № 115-ФЗ.
За несоблюдение правил контроля и прочие нарушения агентства недвижимости могут быть оштрафованы на сумму до 5 000 МРОТ (500 тыс. руб.).

1.Постановка организации на учет
Для постановки на учет организация должна предоставить в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) следующие документы:
— заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
— карту постановки на учет по форме, утвержденной Росфинмониторингом (если перейти по ссылке, то внизу страницы можно скачать форму карты постановки на учет);
— заявление о согласовании Правил внутреннего контроля.
Данные документы направляются в управление Росфинмониторинга по вашему Федеральному округу.
Вышеуказанные документы могут быть предоставлены представителем организации или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По просьбе представителя организации на копии заявления ставится отметка о принятии документов и дата их представления.
Решение о постановке, либо отказе в постановке организации на учет должно быть принято в 10-дневный срок с даты предоставления документов. Уведомление о принятии соответствующего решения вручается представителю организации под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. После устранения причин, по которым было отказано в постановке на учет, организация в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь предоставляет документы в Росфинмониторинг.

2.Согласование внутренних документов
Каждая организация должна разработать Правила внутреннего контроля (как их правильно составить,
нужно посмотреть в указанных нормативных документах, так как существует много обязательных
требований), Анкету клиента (где отражается вся обязательная информация о клиенте, также требуемая
законодательно), Сообщение о сделке, и одновременно с заявлением направить данные документы в
Росфинмониторинг на согласование. Организация обязана разработать правила внутреннего контроля и
программы его осуществления, назначить специальных должностных лиц. Ответственных за соблюдение
указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние
организационные меры в указанных целях.

После постановки на учет из Росфинмониторинга в организацию должен поступить список кодов доступа на
международных террористов. В том случае, если организация совершит сделку с лицом, указанным в списке
Росфинмониторинга, руководитель организации подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Организация представляет заявление о согласовании правил, к которому прилагается два экземпляра
правил. В заявлении о согласовании правил указывается полное наименование организации,
представившей правила на согласование, и ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Заявление составляется в произвольной форме. Заявление подписывается руководителем организации и
заверяется печатью организации.

Титульный лист правил должен содержать полное наименование организации, представившей правила,
наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации, утвердившего правила, его
подпись, оттиск печати организации и дату утверждения правил. Каждый экземпляр правил должен быть
прошит и пронумерован. На оборотной стороне последнего листа правил делается надпись о количестве
листов (цифрами и прописью), включая приложения к правилам, которая подтверждается подписью
специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил, с расшифровкой подписи и
указанием должности специального должностного лица, а также даты проставления подписи. Подпись
специального должностного лица должна быть заверена печатью организации.

Заявление о согласовании правил представляется в течение 5 рабочих дней с даты утверждения правил
руководителем предприятия. Заявление о согласовании правил представляется организацией
непосредственно или направляется по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае направления заявления о согласовании правил по почте днем представления считается дата
отправки почтового отправления.

Рассмотрение заявления о согласовании правил осуществляется межрегиональным управлением в течение
15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

Днем получения заявления о согласовании правил считается:
— для заявления, представленного в межрегиональное управление непосредственно, — дата, указанная в
отметке межрегионального управления о принятии заявления;
— для заявления, направленного по почте, — дата вручения заказного почтового отправления, указанная в
уведомлении о вручении.
При согласовании правил межрегиональное управление проставляет отметку на каждом экземпляре правил,
которая должна содержать дату согласования, подпись должностного лица, на которого в соответствии с
распределением должностных обязанностей возложено данное полномочие, расшифровку его подписи и
указание должности. Подпись должностного лица должна быть заверена печатью межрегионального
управления.

Смотрите так же:  Расторгнуть временную регистрацию

Отказ в согласовании правил допускается в случае, если:
а) не представлен полный комплект документов, требуемых для согласования правил;
б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма и настоящего Положения.
Отказ в согласовании правил в иных случаях не допускается.
Также в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должен быть приказ о назначении сотрудника ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления. Его также необходимо отослать при постановке на учет. Если такого приказа нет, то таким лицом считается руководитель организации.

3.Порядок предоставления информации
Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. (п.1.1. ст.6ФЗ от 28.07.04г. №88-ФЗ).
Сделка с денежными средствами или недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица
Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, предоставляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (ОЧЕНЬ ВАЖНО). Информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.
Вышеуказанная информация предоставляется в Росфинмониторинг в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, либо с помощью почтового отправления сообщения о сделке. Защиту информации при ее передаче в Росфинмониторинг обеспечивает владелец информационных ресурсов.

4.Права и обязанности организации
Организация обязана:
1. идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании организации:
а) в отношении физ.лиц – Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии);
б) в отношении юр.лиц – наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место гос.регистрации и адрес местонахождения.
2. предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
3. систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
4. документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям:
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дату совершения операции и сумму, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию (см.выше);
г) сведения о юридическом лице, совершающем операцию (см.выше).
Информация о клиенте вносится в анкету клиента, которую фирма должна разработать.

Документы, содержащие сведения по вышеуказанным сделкам и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
Сотрудники организации, предоставившие в Росфинмониторинг информацию по сделке, не вправе информировать об этом клиентов или иных лиц. Предоставление в Росфинмониторинг сведений и документов по вышеуказанным операциям (сделкам) в целях и порядке, предусмотренном ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Организация вправе отказать в выполнении распоряжений клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физ. или юр. лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации. Приостановление операции и отказ от выполнения операции (сделки) в связи с исполнением положений вышеуказанных законодательных актов не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организации за нарушение условий соответствующих договоров.

Обязательна ли постановка на учет в Росфинмониторинг

Вопрос-ответ по теме

1. Обязательна ли постановка на учет в Росфинмониторинг агентств недвижимости?

2. Обязано ли агентство недвижимости направлять какие-либо отчеты в росфинмониторинг по сделкам?

3. Правомерно ли наложение и взыскание штрафных санкций вслучае не направления агентством каких-либо отчетов в Росфинмониторинг?

Да , в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии отмыванию доходов организации , оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества ( включая ИП), обязаны встать на учет.

Нижеприведенное Информационное письмо Росфинмониторинга разъясняет порядок и сроки постановки на учет в соответствии с утвержденным Административный регламентом.

Объектом финансового мониторинга признают сделки купли-продажи драгоценных металлов на сумму 600 000 руб. и более. Это установлено пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Информацию представляют в течение трех рабочих дней с даты совершения соответствующей операции.

Таким образом , вышеуказанные сделки подлежат обязательному контролю , и по каждой из них организацией должна была быть предоставлена информация в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Административная ответственность за непредоставление отчета установлена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

« К операциям с денежными средствами или иным имуществом , подлежащим обязательному контролю , подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации ( отмыванию) доходов , полученных преступным путем , и финансированию терроризма“ ( далее — Федеральный закон) относит скупку , куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней , ювелирных изделий из них и лома таких изделий. При этом из содержания вышеуказанной статьи следует , что предусмотренный в ней режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами , так и с иным имуществом.

Статьей 3 Федерального закона установлено , что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления , направленные на установление , изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее — ГК РФ) в рамках одной сделки по купле-продаже ( договора купли-продажи и его разновидности , договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом ( передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление , изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Таким образом , обязательному контролю в рамках одной сделки ( договора)* подлежат с одной стороны — передача товара ( операции с имуществом), с другой стороны — платежи за товар ( операции с денежными средствами), при условии , что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает 600000 рублей ( далее — пороговое значение), либо равна сумме в иностранной валюте , эквивалентной пороговому значению , или превышает его.

В том случае , если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору ( сделке) меньше порогового значения , а общая сумма нескольких платежей и/или стоимость нескольких партий товара равна или превышает его , то соответствующая информация представляется следующим образом. Каждый раз , когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара , достигнет порогового значения , организация представляет сведения как об операциях , подлежащих обязательному контролю.

Сообщение направляется по форме 4-СПД в соответствии с Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации , предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации ( отмыванию) доходов , полученных преступным путем , и финансированию терроризма“, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 г. № 245.»

  1. Информационное письмо Росфинмониторинга от 17.07.2013 № 29

« Права и обязанности , возложенные Федеральным законом N 115-ФЗ на организации , осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом , распространяются на индивидуальных предпринимателей , оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Основываясь на изложенном , индивидуальным предпринимателям , оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества , необходимо встать на учет в Росфинмониторинге.*