Приказ инвентаризация бсо

Инвентаризация бланков строгой отчетности

К бланкам строгой отчетности относятся не только документы, предназначенные для выдачи физическим лицам взамен чеков ККТ, об этом уже неоднократно упоминалось в наших статьях. Если рассматривать этот термин в широком смысле, то к ним можно отнести целый ряд номерных деловых бумаг, подлежащих обязательному учету. В большинстве случаев они используются бюджетными учреждениями. Бюджетный учет бланков строгой отчетности более подробно рассмотрен в одной из наших статей.

Здесь же постараемся как можно подробнее и шире рассказать о том, как субъектами хозяйствования проводится инвентаризация бланков строгой отчетности, предназначенных для подтверждения расчетов с населением за оказанные услуги, которые выдаются взамен чеков ККТ. Именно о них идет речь в Положении № 359 и Законе 54-ФЗ. В зависимости от того, какой спектр услуг оказывает физическим лицам субъект хозяйствования, использоваться могут различные формы среди которых: билеты, путевки, квитанции и прочее.

Пунктом 17 Положения № 359 предусмотрено, что инвентаризация БСО осуществляется в сроки проведения ревизии находящихся в кассе наличных денежных средств. Сколько раз и когда ее проводить, каким при этом будет перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, определяется руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, за исключением моментов, когда такая процедура является обязательной.

Понадобиться обязательная инвентаризация бланков строгой отчетности может в связи со следующими обстоятельствами:

  • перед составлением годового отчета;
  • в связи со сменой материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов злоупотребления, порчи или хищения;
  • в случае стихийных бедствий, пожаров или прочих чрезвычайных ситуаций, которые вызваны экстремальными условиями;
  • в связи с ликвидацией или реорганизацией;
  • в других законодательно предусмотренных случаях.

Как оформить и провести инвентаризацию БСО

Существует негласное правило, в соответствии с которым списание БСО лучше всего проводить через месяц после комплексной инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета. В таком случае инвентаризировать необходимо и все остальное имущество, принадлежащее фирме или индивидуальному предпринимателю. Придерживаться такого порядка не обязательно, но вместе с этим хочется отметить, что экономия рабочего времени при такой последовательности действий очевидна.

При проведении комплексной инвентаризации используют следующие виды инвентаризационных описей:

  • Инвентаризационную опись основных средств, форма № ИНВ-1;
  • Инвентаризационную опись ТМЦ, форма N ИНВ-3;
  • Инвентаризационную опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение, форма N ИНВ-5;
  • Инвентаризационную опись драгметаллов, которые содержатся в деталях, полуфабрикатах и других изделиях, форма N ИНВ-8а
  • Инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, форма № инв-16.

В BLANKSOMAT можно найти не только унифицированную форму №ИНВ-16, которая понадобится для проведения самой инвентаризации и отображения ее результатов, но и массу сопутствующей документации, касающейся «строгих» документов. Здесь есть образцы приказов, договора о материальной ответственности, образцы актов приема-передачи и масса прочей сопутствующей документации и полезной информации.

Инвентаризация БСО представляет собой четко определенный порядок действий. Изначально руководителем или индивидуальным предпринимателем издается приказ о ее проведении, назначаются председатель и члены комиссии. Затем берутся расписки с материально ответственных лиц, суть которых сводится к тому, что все вверенное им имущество находится в цельности и сохранности и готово для предъявления к осмотру. Проверка фактического наличия сверяется с аналитическими данными по учету. Все это делается в присутствии членов комиссии, которые по окончании процедуры расписываются под сверкой. В случае, когда выявлены излишки или недостача, это так же отражается в учете. Излишки приходуются, недостача списывается. При этом с материально ответственного лица берутся соответствующие пояснения.

Использование БСО подразумевает наличие у субъекта хозяйствования запаса чистых номерных документов, а так же вторых экземпляров или корешков ранее использованных. Когда проводится инвентаризация БСО необходимо проверить не только соответствие фактического количества учетным показателям, но и правильность их оформления. Как минимум необходимо обратить внимание все ли обязательные реквизиты содержатся в БСО, соответствуют ли суммы указанные в нем тем, которые отражены в кассовой книге за аналогичный период, отсутствуют ли исправления, в сохранности ли испорченные БСО.

Проверяя, как ведется количественный учет, необходимо сверить фактическое наличие документов с данными, которые содержит книга учета бланков строгой отчетности. Так же необходимо проверить и правильность оформления и ведения этой книги. Листы ее должны быть пронумерованы и прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем, и скреплены печатью.

Обращаем ваше внимание, что если документы строгой отчетности сформированы в автоматизированной системе, например BLANKSOMAT, то вести Книгу учета БСО не требуется. Учет при этом осуществляется автоматически и перенос данных на бумажный носитель информации становится ненужным. При таком положении дел может не оказаться и запаса чистых бланков, так как материально ответственные лица в большинстве своем выводят их на печать по мере надобности.

Нюансы инвентаризации бланков строгой отчетности

Следует проверить, как налажено и осуществляется хранение БСО. Руководитель организации обязан обеспечить все необходимые условия для того, чтобы обеспечить сохранность документов. Необходимо чтобы они хранились в металлических сейфах или шкафах, а по возможности даже в специально оборудованных помещениях, исключающих их порчу или хищение. В конце рабочего дня место хранения в обязательном порядке опечатывается или опломбировывается. Копии или корешки хранятся в систематизированном виде в специальных мешках, которые опечатываются по мере наполнения, не менее 5 лет. Столько же нужно хранить и Книгу учета БСО. В случае с книгой срок отсчитывается с момента осуществления последней записи в ней. По окончании установленного срока документы могут быть списаны и уничтожены, подробнее об этом рассказано в статье «Уничтожение и списание бланков строгой отчетности». Здесь же только напомним, что списание можно проводить не ранее, чем с момента проведения инвентаризации истечет месяц.

Не забывайте, что инвентаризационные описи следует составлять в разрезе материально ответственных лиц, по каждому отдельно. Для отражения результатов сверки фактического наличия с учетными данными используют унифицированную форму №ИНВ-16. До начала инвентаризации каждый ответственный работник дает расписку. Самостоятельно ее придумывать не нужно. Текст такой расписки содержит инвентаризационная опись бланков строгой отчетности.

Особо хочется обратить внимание на то, что существует ситуация, при которой составления инвентаризационной описи в двух экземплярах недостаточно. При смене ответственного сотрудника инвентаризационная опись бланков строгой отчетности составляется в трех экземплярах. Один из экземпляров для работника, принявшего БСО, второй для того, кто их передал, а третий для бухгалтерии. В остальных случаях достаточно двух экземпляров — один из которых предназначен для ответственного работника, а второй для бухгалтерии. На последней странице, перед подписью председателя комиссии, в инвентаризационной описи есть свободные строки. Они предназначены для записи последних номеров документов, в случае если во время инвентаризации будет осуществляться движение бланков.

Инвентаризация бланков строгой отчетности

Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация бланков строгой отчетности (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Инвентаризация бланков строгой отчетности

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Инвентаризация бланков строгой отчетности

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Инвентаризация бланков строгой отчетности

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Приказ инвентаризация бсо

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 октября 2017 года N 881

Об инвентаризации активов, обязательств и бланков строгой отчетности

1. Провести инвентаризацию активов в форме имущества, находящегося в пользовании Министерства здравоохранения Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2017 года.

2. Провести инвентаризацию активов в части наличных и безналичных денежных средств, дебиторской задолженности и обязательств Министерства здравоохранения Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года.

3. Провести инвентаризацию бланков строгой отчетности по состоянию на 1 ноября 2017 года.

4. Создать инвентаризационные комиссии и утвердить их составы согласно приложениям N 1-6*.
________________
* Приложения см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

5. Инвентаризационным комиссиям, составы которых утверждены приложениями N 1-4 и N 6, провести инвентаризацию с 15 ноября по 15 декабря 2017 г. и в установленном порядке оформить инвентаризационные описи.

6. Инвентаризационной комиссии, состав которой утвержден приложением N 5, провести инвентаризацию с 10 января по 2 февраля 2018 г. и в установленном порядке оформить инвентаризационные описи.

7. В срок до 15 ноября 2017 г. материально ответственным лицам Департамента управления делами и кадров (С.И.Козлов), Департамента информационных технологий и связи (E.Л.Бойко) представить расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы представлены в Департамент учетной политики и контроля (Н.Б.Саволайнен) или переданы комиссии, и все активы Министерства здравоохранения Российской Федерации, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

8. Инвентаризационным комиссиям, составы которых утверждены приложениями N 1-2, в период проведения инвентаризации определить имущество, от которого не ожидается поступление полезного потенциала.

9. Результаты инвентаризации активов, обязательств и бланков строгой отчетности представить на утверждение заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации Н.А.Хоровой не позднее десяти дней после окончания инвентаризации.

10. Департаменту учетной политики и контроля (Н.Б.Саволайнен) отразить результаты инвентаризации активов, обязательств и бланков строгой отчетности в бюджетном учете по 31 декабря 2017 года.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Н.А.Хорову.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Инвентаризация бланков строгой отчетности

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

На основании пункта 20 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» инвентаризация бланков строгой отчетности производится одновременно с инвентаризацией денежных средств и кассовых документов.

О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с указанной статьей для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Основные правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49).

В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49, одной из основных целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества в целях обеспечения его сохранности, а также сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач).

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств, специально созданной в организации комиссией.

При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную.

Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества. Бланки документов строгой отчетности наряду с основными средствами, материально-производственными запасами, наличными денежными средствами подвергаются натуральной проверке.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находиться это имущество.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации. Такие формы утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по форме №ИНВ-22, в котором назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки проведения инвентаризации и причина ее проведения.

Материально-ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы, а также представить инвентаризационной комиссии расписку следующего содержания:

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу), ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное (ые) лицо (а):

В соответствии с пунктом 3.41 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств №49 проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

Результаты инвентаризации фактического наличия бланков строгой отчетности и выявление их количественных расхождений с учетными данными отражаются в Инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма №ИНВ-16), которая составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и материально ответственным лицом. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а другой остается у материально-ответственного лица. Если инвентаризация проводится при смене материально-ответственных лиц, то опись составляется в трех экземплярах, один передается материально ответственному лицу, принявшему бланки документов строгой отчетности, другой – материально-ответственному лицу, сдавшему бланки строгой отчетности, третий экземпляр передается бухгалтерии.

При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.

При проведении инвентаризации бланков документов строгой отчетности допускается их движение. В этом случае заполняются две свободные строки в последней странице формы №ИНВ-16 перед подписью председателя комиссии, в которых записывают последние номера документов.

Смотрите так же:  Пособие уразова

Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бланки строгой отчетности».

Инвентаризация бланков строгой отчетности (образец)

Инвентаризационная опись БСО (бланк)

В российской сфере бытовых услуг, оказываемых компаниями и индивидуальными предпринимателями населению, широкое применение получили БСО. Основной целью указанных формуляров является замена чеков ККТ. Однако, несмотря на более простую процедуру оформления описываемых документов, отечественными актами нормотворчества предусмотрен особый порядок их учета, составным элементом которого является инвентаризация бланков строгой отчетности.

Использование БСО

Каждый субъект предпринимательской деятельности, осуществляемой на рынке бытовых услуг, вправе отказаться от использования ККТ в пользу выдачи бланков строгой отчетности.

Однако такой переход может быть реализован исключительно в случаях осуществления одного из нижеуказанных видов деятельности:

  • оказания бытовых услуг субъектами, использующими ЕНВД или ПСН;
  • розничной торговли печатной периодикой и сопутствующими товарами, а также мороженым, разливными безалкогольными напитками;
  • реализации ценных бумаг и проездных билетов;
  • ремонта обуви и металлических изделий, изготовления ключей, услуг носильщиков и нянь, рубки и колки дров, вскапывания огородов;
  • в иных случаях, прямо поименованных в ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Ныне действующий порядок использования БСО актуален вплоть до 01.07.2018.

В настоящее время допустимыми являются следующие способы изготовления формуляров:

  • типографский метод;
  • с помощью автоматизированных систем.

Важными особенностями при печатании документов на бумажном носителе являются порядок их оприходования, списания, а также инвентаризация бланков БСО, проводимая в те же сроки, что и ревизия наличности в кассе.

Учет бланков строгой отчетности

Любое отечественное предприятие, использующее в своей деятельности описываемые формуляры, обязано проводить инвентаризацию имеющихся бланков.

Минфин РФ в Методических указаниях, введенных в действие Приказом от 13.06.1995 N 49, предусмотрел следующие виды проверок:

  • сверка при наступлении обстоятельств (п. 1.5 Методических указаний);
  • инициативная инвентаризация, осуществляемая по решению руководства компании.

Вне зависимости от причин, послуживших началом проверки, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности является необходимым условием для признания сверки состоявшейся.

Общий порядок ревизии формуляров описан Минфином РФ в п.п. 3.39–3.43 Методических указаний.

При проведении инвентаризации учету подлежат БСО, фактически находящиеся в кассе предприятия.

Важно отметить, что ревизия формуляров осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация иного имущества, активов и обязательств.

Начинается сверка изданием приказа руководителя компании и назначением инвентаризационной комиссии.

Члены комиссии фиксируют данные о фактическом наличии формуляров в описи инвентаризации бланков строгой отчетности, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88.

Скачать официальную форму инвентаризационной описи БСО

Необходимо отметить, что более ранняя форма описи, утвержденная российским Министерством финансов, не применяется в связи с введением в оборот более поздней редакции документа.

Данные, выявленные в ходе ревизии, отражаются в форме ИНВ-16 . Заполнять ее следует аккуратно. Надо избегать ошибок, помарок или подчисток, а сам бланк документа должен содержать следующую информацию:

  • наименование предприятия;
  • основание для сверки;
  • номер и дату заполнения формуляра;
  • расписку ответственного работника о передаче документов в бухгалтерию;
  • фактические сведения о наличии сверяемых форм и данных бухучета;
  • итоги ревизии;
  • подписи членов комиссии и материально ответственных лиц.

Все указанные сведения являются обязательными для включения в опись инвентаризации БСО, образец заполнения которой можно скачать по ссылке ниже.

Скачать образец заполнения инвентаризационной описи БСО

Знайте ваши права!

Приказ инвентаризация бсо

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете — финальная стадия проверки активов и обязательств компании. Что такое инвентаризация, в каких случаях она обязательна и какие документы должен оформить бухгалтер — читайте в материале ниже.

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) бухотчетность должна давать полное и достоверное представление о финансовом состоянии компании. Для соблюдения данного требования в бухучете используется такой метод контроля — инвентаризация.

Инвентаризация — процедура сопоставления фактического наличия ценностей фирмы и ее обязательств с данными бухучета. Также в ходе инвентаризации дается оценка состояния активов компании.

Порядок проведения инвентаризации строго регламентирован следующими нормативными актами:

  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финобязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49);
  • Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Компания должна проводить инвентаризацию по собственному, взятому в аренду или на ответственное хранение имуществу, а также по ценностям, полученным для переработки.

Фирма, согласно п. 27 Положения по ведению бухучета, обязана провести инвентаризацию в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухотчетности — за исключением имущества, которое уже было проверено после 1 октября текущего отчетного года;
  • при смене матответственных лиц;
  • при обнаружении хищений, злоупотреблений и испорченного имущества;
  • при передаче активов на продажу, в аренду или для выкупа;
  • при преобразовании компании, а также при ее ликвидации — до формирования ликвидационного баланса;
  • при наступлении чрезвычайных ситуаций.

Если матответственность коллективная, то инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива, выбытии из коллектива более 50% участников или по требованию одного или нескольких членов коллектива.

Итак, по общему правилу инвентаризация активов и обязательств фирмы проводится как минимум 1 раз в год. Исключения: ОС разрешено проверять 1 раз в 3 года, библиотечные фонды — 1 раз в 5 лет, а в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним территориях) инвентаризацию ценностей на 10-м и 41-м счетах можно проводить в период наименьших остатков.

Для проведения инвентаризации руководитель компании формирует инвентаризационную комиссию, состав которой утверждает в приказе по форме ИНВ-22.

Каждую инвентаризацию заносят в журнал по форме ИНВ-23.

До начала процедуры проверки матответственные лица письменно подтверждают, что все учетные документы переданы инвентаризационной комиссии.

Для каждого типа ценностей и обязательств существуют отдельные бланки инвентаризационных описей:

  • ИНВ-1— для ОС;
  • ИНВ-3 — для ТМЦ;
  • ИНВ-4 — для отгруженных товаров;
  • ИНВ-6 — для товаров и материалов в пути;
  • ИНВ-15 — для наличных денежных средств;
  • ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО;
  • ИНВ-17 — для проверки расчетов с контрагентами.

В описях фиксируются сведения о проверяемом имуществе: наименование, количество, состояние, инвентарные номера и т. д. Данные в описи заносят вручную или с использованием вычислительной техники. Помарки не допускаются.

Если при проверке выявлено отклонение данных бухучета от реального наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по бланку:

  • ИНВ-18 — для ОС;
  • ИНВ-19 — для ТМЦ.

Такие ведомости составляются в 2 экземплярах: для бухгалтерии и матответственного лица, которое должно письменно пояснить причину расхождений.

  • излишки — зачисляются на сч. 91 в корреспонденции со счетом учета имущества по рыночным ценам (п. 29 Методических указаний по бухучету МПЗ, утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
  • недостача — может быть в рамках естественной убыли — тогда ее относят на счета затрат. Сверхнормативная убыль списывается за счет виновных лиц. Если таковые отсутствуют или суд отказал во взыскании убытков, то недостача списывается на издержки производства (абз. 5 п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств);

ВНИМАНИЕ! Использовать нормы естественной убыли можно, только если они утверждены законодательными актами соответствующих госорганов. Списать недостачу или порчу ценностей сверх норм бухгалтер должен на основании решения суда (при отсутствии виновных или отказе на взыскивание с виновного лица) или заключения о порче имущества, выданного специализированной организацией (п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Во время инвентаризации может быть обнаружена пересортица. Тогда излишки и недостачи засчитываются между собой, а матответственные лица предоставляют комиссии письменные объяснения. Зачет может быть проведен только за один и тот же проверяемый период у одного и того же матответственного лица по одним и тем же ценностям (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Если же излишков не хватает для покрытия недостач, то порядок действий аналогичен таковому при обнаружении недостачи.

Итоги всех инвентаризаций фиксируются в ведомости результатов по форме ИНВ-26.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит в месяце, в котором закончилась инвентаризация. Результаты инвентаризации за год указываются в годовом бухотчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку:

Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка:

Дт 20, 23, 44 Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись:

Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на матответственное лицо.

Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК РФ):

Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.

Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:

Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.

Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:

Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит по строго регламентированному алгоритму в специальных ведомостях, описях и журналах. Излишки приходуются как прочий доход компании, а недостачи списываются за счет виновных лиц, а если их нет — отражаются в учете как прочие расходы.

Государство реализует различные способы контроля за коммерческой деятельностью индивидуальных предпринимателей. Осуществляется он различными способами. При этом в сфере как наличного расчета, так и безналичного.

Максимально пристальное внимание уделяется именно наличным расчетам. Основной причиной тому является большое количество различных коррупционных схем, связанных с подобного рода процедурой оплаты.

Контролируются операции расчета наличными индивидуальных предпринимателей с частными лицами, другими ИП, индивидуальными предпринимателями.

Расчет наличными используется для оплаты различного рода товаров, а также услуг. С каждым днем такой способ расчет используется все реже.

Государство разными способами старается способствовать использованию только безналичной оплаты при осуществлении оплаты между разными субъектами.

Так как подобный безналичную оплату гораздо проще контролировать. Существует обширный перечень различных нюансов, связанных с оплатой наличными.

Всем индивидуальным предпринимателям стоит пристально рассмотреть следующие вопросы заблаговременно:

  • что это такое?
  • назначение платежа;
  • правовое регулирование.

Сегодня основным средством оплаты все ещё остаются наличные платежи. Основным назначением их является следующее:

  • оборот различных товаров, услуг;
  • выплата заработной платы, всевозможных премий, пенсий и пособий;
  • оценка ценных бумаг, их приобретение.

Под термином «наличный денежный оборот» подразумевается движение денежной массы за конкретный отрезок времени.

При этом такое движение средств может осуществляться между следующими субъектами:

  • юридическими лицами и физическими;
  • юридическими лицами и организациями;
  • государственными органами и населением.

Важно помнить, что для осуществления расчетов могут применяться деньги самого разного типа. Существуют следующие разновидности:

  • обычные бумажные банкноты;
  • монеты;
  • кредитные инструменты (чеки, кредитные карты, векселя).

Существует большое количество самых разных форматов наличных расчетов. По возможности стоит ознакомиться со всеми их особенностями. Это позволит избежать большого количества самых разных затруднений.

Важно помнить о том, что на обращение средств, осуществляемых частными лицами, каких-либо ограничений не имеется. Иначе обстоят дела с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Все операции по обороту наличных средств в обязательном порядке должны вестись с применением специальной кассовой техники.

Использование контрольно-кассовых механизмов обязательно почти во всех без случаях, за небольшим исключением. Оплата осуществляется за предоставление какого-либо товара или же услуги.

Важно помнить о необходимости ведения кассовой книги. Данный учетный документ обязательно должен составляться кассиром. Наличие его строго обязательно.

В случае отсутствия контролирующие органы могут назначить серьезное административное наказание. Могут быть назначены штрафы как должностным лицам, отвечающим за отражение назначения платежа, так и юридическим.

В не зависимости о того, кто ведет кассовую книгу, ответственность за её содержимое будет нести именно индивидуальный предприниматель.

Все нюансы, связанные с процедурой осуществления оплаты различных товаров/услуг, отражены в специальных законодательных актах.

Основным документом, на который необходимо ориентироваться в рассматриваемом случае, является Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.2003 г. (ред. от 08.03.2015).

Он включает в себя следующие основные нюансы:

Помимо обозначенных выше также следует учитывать другие нормативно-правовые документы:

Расчеты наличными между ИП и ООО, а также предприятиями с иной организационной формой осуществляются стандартным способом. Какие-либо существенные отличия отсутствуют.

Как осуществляются расчеты между физическими лицами наличными, читайте здесь.

Сегодня существуют следующие способы осуществления расчетов наличными:

По возможности стоит заблаговременно разобраться со следующими вопросами:

  • общие моменты;
  • предельный размер;
  • с юридическими лицами;
  • документальное оформление.

Ведение всех операций с наличными средствами должно осуществляться на основании специально разработанных для этого инструкций «О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве» от 22.09.93 г.

Документ утвержден Центральным банком РФ. Все обязательные действия должен осуществлять сам индивидуальный предприниматель или же специально нанятый кассир.

При принятии всех средств обязательно оформляется приходной кассовый ордер. Он подписывается главным бухгалтером. В таком случае обязательно должна быть выдана квитанция.

На ней требуется наличие двух подписей с расшифровкой:

  • индивидуальный предприниматель;
  • главный бухгалтер – если таковой имеется.

Если же по какой-то причине бухгалтер отсутствует, то необходимо будет подпись только самого индивидуального предпринимателя.

С недавнего времени наличие печати для предпринимателей не обязательно. Потому она не должна проставляться в данном конкретном случае.

Важно помнить, что кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех вверенных ему ценностей, а также любое принесенный предпринимателю ущерб.

Смотрите так же:  Претензия на некачественный ноутбук

При этом кассир обязательно должен быть назначен специальным приказом индивидуального предпринимателя. Существует большое количество самых разных нюансов, связанных именно с работой кассира.

Со всеми ними необходимо будет ознакомиться заблаговременно. Это позволит избежать сложностей при наличных расчетах ИП. Расчет наличными между ЮЛ и ИП должен осуществляться в соответствии с законодательными нормами.

Проверку всех свершенных операций осуществляет сотрудник Федеральной налоговой службы.

Обязательно осуществляется анализ фискальной памяти специальной вычислительной техники. Некоторые виды нарушений грозят не только административной, но и уголовной ответственностью.

Ещё одним важным фактором является становление различных ограничений на оборот наличных средств. Данный вопрос пристально рассматривается в ст.№861 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с данным законодательным актом, все предприниматели имеют право осуществить расчет как с физическими, так и с юридическими лицами.

На данный момент установлен лимит суммы в размере 100 тыс. рублей наличными – при осуществлении расчета между ИП, юридическими лицами.

При этом данная сумма распространяется только лишь на один договор. Также этот момент освещается Указанием Банка РФ №3073-У от 07.10.13 г.

При этом обозначенное выше ограничение не действует в случае, если предприниматель осуществляет выплату:

В статье будет идти речь о модернизации основных средств. Что они собой представляют, для чего необходимо проведение процесса, и как оформить приказ – далее.

Часто на предприятиях возникает необходимость изменить качественные характеристики объектов. Чтобы этого достичь, нужно заменить устаревшие элементы новыми.

Проводится так называемая модернизация главных ресурсов. Как правильно ее осуществить?

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, поэтому их часто приходится менять.

Модернизацию можно осуществлять двумя способами – хозяйственным (собственными усилиями организации) и подрядным (если процесс осуществляет посторонняя организация).

Не стоит путать модернизацию с ремонтом, это разные понятия. В результате ремонта показатели не меняются, характеристики остаются прежними.

В учете модернизации в налоговом и бухгалтерском отчетах существуют некоторые отличия:

Главным ресурсом считается объект, если отвечает таким требованиям:

  • имущество употребляется в течение года;
  • цель – извлечение прибыли;
  • объект должен подлежать амортизации;
  • стоимость должна быть выше установленного ограничения.

Изначально модернизация проводится с целью восстановить работоспособность или технические характеристики, которые не оказывают влияния на качество выполняемой объектом работы.

Также процесс необходим для улучшения работы механизма, добавления новых функций.

Согласно 257 (пункт 2) статье Налогового кодекса, цель модернизации – улучшение первичных показателей функционирования ОС.

В этой же статье говорится, что изначальная стоимость объекта может меняться в ходе достройки, реконструкции или модернизации.

В соответствии с 259 статьей Налогового кодекса (пункт 4), затраты на модернизацию должны включаться в расходы по амортизации.

258 статья Налогового кодекса гласит, что если в результате модернизации сроки полезного использования объекта не увеличатся, то плательщик налогов должен учитывать тот срок, который остался.

Процедура модернизации проходит в несколько этапов:

Чтобы проведенные модернизацией работы были признаны, бухгалтер должен оформить процесс документами. Первичные документы – свидетельство в письменной форме того, что операция была проведена и закончилась.

На их основании оформляется учет. Если операции не подтверждены документами, то они к учету не берутся. Для начала необходимо издать приказ – он дает право провести модернизацию.

В документе нужно указать причину процесса, сроки проведения и данные лиц, которые отвечают за модернизацию. Прежде чем приступать к работам, необходимо создать комиссию.

Она осмотрит объекты, утвердит график для проведения работ и прочую документацию. Далее необходимо заключить соглашение с подрядчиком (если процедура осуществляется не лично организацией).

После этого объекты передаются на модернизацию. Для этой цели оформляется накладная на перенос объектов основных средств. После выполнения работ создается акт о приеме и сдаче объектов, которые подлежали модернизации.

Его должны подписать члены комиссии, руководящие лица предприятия и представители учреждения, сотрудники которого осуществляли процесс.

Данные по каждому объекту содержатся в инвентарных карточках. Когда главный ресурс принимается к учету, на него заводится такая карточка.

Без приказа руководящего лица организации начало процесса модернизации не возможно. В документе необходимо указать причину процедуры, сроки ее осуществления.

Дооборудование проводится в целях придания главному ресурсу новые возможности и характеристики. Процесс означает, что основное средство оснащается новыми деталями, а не заменяет старые.

Дооборудование предприятие может провести самостоятельно или подключить постороннюю организацию. Во втором случае с подрядчиком заключается соглашение.

Оформление документами данного процесса зависит от того, собственными усилиями организация его поводит или нет.

Если основные средства передаются стороннему лицу, то необходимо оформить акт о приеме и передаче ОС на достройку. Унифицированная форма бланка не существует, поэтому акт можно разрабатывать в произвольном виде.

Акт дает возможность возместить ущерб в случае порчи подрядчиком основного средства. Если подобный документ будет отсутствовать, то вину доказать будет сложно.

Акт должны подписать члены комиссии, ответственные за процесс лица и сотрудники, которые отвечают за сохранность объекта. После этого акт утверждается руководителем организации и передается бухгалтеру.

Показатель обновления дает возможность установить часть новых основных средств от тех, которые имеются на конец отчетного периода в организации.

Рассчитывается следующим образом – изначальная стоимость ОС, которые поступили за весь период, делится на первичную стоимость ОС в конце периода.

При помощи коэффициента можно узнать, на какой стадии находится организация. Если показатель меньше 1, то учреждение находится на грани сокращения отрасли.

Если больше 1 – расширение производства. Если коэффициент постепенно снижается, то это говорит об уменьшении оснащенности предприятия главными ресурсами.

Модернизация и реконструкция основных средств подлежат учету. В учете используются следующие проводки:

В ходе осуществления процедуры часто возникает масса вопросов.

Рассмотрим наиболее распространенные:

Модернизация самортизированного основного средства возможна по закону. Такой объект, как и раньше, отвечает требованиям, поэтому его можно использовать ив дальнейшем.

У организации есть несколько решений – провести переоценку этих объектов или продолжать вести учет самортизированных объектов по их количеству.

Вариант выбирает предприятие самостоятельно. Рассмотрим каждый способ. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, провести переоценку объектов ОС можно на добровольной основе.

Осуществляется процесс в том случае, если в день отчетности стоимость такого объекта отличается от его изначальной цены. Поэтому можно провести переоценку.

При этом стоит учесть несколько важных нюансов:

Второй вариант – количественный учет главных ресурсов. Если организация не желает проводить переоценку, то она может продолжать применять нулевые основные средства, ведя их количественный учет в отчетности бухгалтерии.

Несмотря на то, какой из вариантов выберет предприятие, результаты на налоговый учет не окажут влияния, и последствий не возникнет.

Восстановить основное средство можно в ходе ремонта – основного, текущего или капитального. Осуществлять ремонт рекомендуется по заранее разработанному плану.

Текущий ремонт – замена отдельных запчастей с целью поддержать работу объекта. Капитальный – одновременная смена тех деталей, которые износили себя.

Как отразить в учете ремонт – дебетовый счет 25 – расходы общего производства, счет 26- расходы хозяйства, кредитовый счет 96 – запасы дальнейших расходов.

Важность ремонта подтверждается специальным актом в ходе выявления неисправностей и повреждений основного ресурса. Также составляется дефектная ведомость.

Если ремонт будет осуществлять организация своими силами, то никаких документов не понадобится. Если объект передается стороннему предприятию, необходимо оформить накладную о перемещении главного ресурса.

После ремонта объекта необходимо составить акт формы ОС-3. заполняется он независимо от того, каким способом выполнялся ремонт.

  • проследить за правильным оформлением документами;
  • выявить объем и себестоимость выполненной работы по ремонту;
  • осуществить контроль по расходованию средств, выделенных на процедуру;
  • выявить возможные отклонения.

Капитальным ремонтом признано считать:

Остальные типы ремонта относятся к текущему. Когда капитальный ремонт оформляется документами, необходимо учитывать следующие нюансы:

  • коэффициенты расчета включаются в смету по ремонту;
  • сметно-техническую документацию необходимо разрабатывать на основе текущих цен, норм и тарифов;
  • в счете поставщика деталей должна быть ссылка на ценник, на основании которого выставлена данная цена;
  • если капитальный ремонт проводился подрядным способом, то необходимо оформить соответствующую документацию;
  • для каждого материала необходимо выставлять счет;
  • окончание капитального ремонта оформляется актом приема и передачи объекта.

Текущий ремонт проводится регулярно, согласно разработанным графикам работ.

Если повреждение способно испортить оборудование, то его необходимо исправлять немедленно. Сумма затрат на текущий ремонт должна планироваться организацией заранее.

Чтобы провести модернизацию в программе 1С, особых усилий не потребуется. Для начала нужно заполнить документ по поступлению услуг – открыть программу и выбрать поле «Поступление товаров и услуг».

Открыв журнал, создать новый документ и заполнить его. Как только будет заполнена дата, контрагент, будет указана операция, перейти к графе «Услуги».

Здесь необходимо будет заполнить требуемую информацию – счет модернизации, ее сумму и прочее. Прежде чем проводить документ, необходимо перепроверить данные.

После этого последует сам процесс модернизации. Также необходимо создать новый документ и заполнить его, выбрать тип улучшения (в данном случае – модернизация).

После этого следует указать объект модернизации и перейти к разделу «Бухгалтерский и налоговый учет». Необходимо это для того. Чтобы рассчитать сумму процедуры.

Для плательщиков налогов, применяющих упрощенный режим налогообложения, ОС является то имущество, которое признают амортизируемым.

То есть, когда срок его действия превысил один год, а изначальная стоимость составляет 20 тысяч рублей. Расходы на покупку основных средств учитываются с того момента, когда объект начинает использоваться.

Если ОС приобрели до перехода на УСН, то его стоимость на затраты зависит от срока полезного использования. В случае продажи ресурса для начала необходимо определить, сколько времени прошло с момента учета стоимости.

Если меньше 3 лет, то для целей налогообложения необходимо пересчитать базу. За каждый период, в котором база подлежала пересчету, нужно будет предъявить декларацию.

Про амортизационные группы основных средств в 2018 году, читайте здесь.

Как произвести расчет остаточной стоимости основных средств для налога на имущество, смотрите здесь.

Отчисления по амортизации при упрощенке в бухгалтерском учете можно отображать в любой момент – ежеквартально, ежемесячно, ежегодно.

При приобретении основных ресурсов они учитываются в балансе – сумма расходов, которая была на них потрачена. Сюда входит:

  • сумма, выплаченная продавцу по соглашению;
  • за доставку и установку объекта;
  • налог, уплата пошлины государству;
  • таможенная пошлина, сбор и прочие расходы.

Главные ресурсы в организации, применяющей упрощенный режим обложения налогами, могут создаваться двумя способами – хозяйственным или подрядным.

Процесс оформляется актом. При продаже главных ресурсов их стоимость нужно списать с баланса. Но для начала нужно списать стоимость начисленной амортизации.

Начисление амортизации осуществляется ежемесячно по каждому объекту отдельно. Организация вправе проводить переоценку ОС раз в год – в конце отчетного периода.

Таким образом, модернизация главных ресурсов необходима для того, чтобы вернуть объект в действие, улучшить его показатели. Учет Ос ведется как в налоговом отчете, так и в бухгалтерском.

Процедура может осуществляться собственными силами организации или при помощи постороннего предприятия – подрядным способом. Процедура модернизации подтверждается необходимой документацией.

О пределенная категория организаций и индивидуальных предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения вправе производить денежные расчеты без применения ККТ. Это возможно при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее – Закон № 54-ФЗ):

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Также могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта.

А теперь посмотрим, что говорит законодательство о применении бланков строгой отчетности. Так вот, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Виды услуг населению можно посмотреть в «Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163. Не так давно постановлением Правительства от 06.05.2008 г. № 359 было принято новое «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Положение).

Смотрите так же:  Что надо сдавать чтобы стать юристом

Учтите, что приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности (письмо УФНС по г. Москве от 05.09.2006 г. № 22-12/78389).

Новое Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности (далее – БСО), приравненного к кассовому чеку. Также в Положении прописан порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Итак, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения).

Бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения):

  • наименование документа, шестизначный номер и серию;
  • наименование и организационно-правовую форму – для организации;
  • фамилию, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
  • ИНН;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты;
  • дату осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, его личную подпись, печать;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Согласно пункту 5 Положения бланк документа может быть изготовлен типографским способом либо сформирован с использованием автоматизированной системы. Причем типографский документ должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа, год выполнения, тираж). Также изготовитель проставляет на каждом бланке серию и номер документа (п. 9 Положения).

Бланк документа заполняется четко и разборчиво. При этом не допускаются никакие исправления. Вместе с тем испорченный либо неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся (п. 10 Положения).

При заполнении БСО одновременно оформляют не менее одной копии документа. Как вариант – сам бланк должен иметь отрывные части (п. 8 Положения).

Как мы уже отметили, формирование бланков документов может быть произведено и посредством автоматизированной системы. Правда, вряд ли многие смогут этим воспользоваться. Дело в том, что требования по этому пункту весьма жесткие. Итак, для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения):

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

По требованию налоговых органов все организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить им информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств, договор о материальной ответственности (п. 14 Положения).

Все поступившие бланки документов принимаются ответственным за это работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Проверке подвергается соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах. Далее составляется соответствующий акт приемки, который утверждается руководителем и является основанием для принятия документов на учет (п. 15 Положения).

Учет бланков, изготовленных типографским способом, ведется по наименованиям, сериям и номерам в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью либо штампом (п. 13 Положения). Имейте в виду, что форма книги законодательно не утверждена, поэтому вы вправе разработать ее самостоятельно. При желании можете воспользоваться книгой учета бланков строгой отчетности, утвержденной для бюджетников приказом Минфина от 23.09.2005 г. № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Как правило, ревизию бланков строгой отчетности осуществляют в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения). Проверку фактического наличия бланков производят по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам (п. 3.41 приказа Минфина от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).

Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными применяют форму ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности», утвержденную постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». До начала инвентаризации от материально ответственных лиц берут расписку, которая включена в заголовочную часть инвентаризационной описи. Опись оформляют в двух экземплярах. При наличии бланков документов, нумеруемых одним номером, составляют комплект с указанием количества документов в нем. При смене материально ответственных лиц опись делают в трех экземплярах.

Все бланки хранятся в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании каждого рабочего дня место хранения опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения). Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения).

Теперь рассмотрим порядок применения документов за наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Заметим, что при осуществлении смешанной оплаты (одна часть услуги оплачивается наличными деньгами, а другая – с использованием платежной карты) выдачу документа и сдачи, а также возврат платежной карты производят одновременно.

А теперь проведем небольшой сравнительный анализ постановления Правительства от 31.03.2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Постановление № 171) с новым Положением.

  1. Раньше формы бланков утверждал Минфин при обращении к нему заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг (п. 3 и п. 12 Постановления № 171). В новом Положении данная функция вообще не прописана.
  2. Теперь непонятно, как будет выглядеть бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Ранее обязательные реквизиты такого БСО были четко определены в пункте 6 Постановления № 171.
  3. Новым Постановлением допускается формирование бланка документа с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). Правда, слова о том, что «автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет» (подп. а п. 11 Положения), «убивают» всю прелесть данного новшества.
  4. Теперь БСО должен обязательно содержать информацию о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подп. в п. 3 Положения). Вот тут и возникает вопрос, как возможно заполнить эти реквизиты, к примеру, на обычном троллейбусном билете?
  5. И, наконец, пока совершенно неясно, какими же полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (п. 5 Положения)?

Отметим, что это далеко не все вопросы, которые возникают при прочтении нового Положения.

Сразу скажем, что данное Положение продлило действие форм старых бланков строгой отчетности, утвержденных еще до вступления в силу Постановления № 171, до 1 декабря 2008 года (см. Таблицу 2).

В свою очередь формы бланков, утвержденные в соответствии с Постановлением № 171 до вступления в силу нового Положения, могут применяться лицами, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были установлены (см. Таблицу 1). Вместе с тем формы документов, утвержденные до вступления в силу последнего Положения для услуг, в отношении которых порядок их утверждения определен по-новому, могут применяться до их установления в соответствии с уже новым Положением. Данное правило касается бланков, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти. Также при необходимости исключения из формы бланка документа определенных реквизитов (о размере оплаты, дате расчета и данных о лице, ответственном за совершение операции) при оказании услуг учреждениями культуры и услуг физической культуры и спорта утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Отметим, что печальная участь постигла бланк строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденный приказом Минфина от 09.07.2007 г. № 60н. Решением Верховного Суда от 12.02.2008 г. № ГКПИ07-1144 данная форма была признана недействующей. Арбитры сказали, что все бланки строгой отчетности, кроме обязательных реквизитов, могут содержать дополнительные данные, характеризующие специфику деятельности организации. Исходя из этого суд посчитал, что форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» должна содержать информацию об условиях путешествия.

Бланки строгой отчетности, действующие до 01.12.2008 г.

Теперь рассмотрим сферы применения форм бланков строгой отчетности (см. Таблицу 3).

Теперь посмотрим, когда, по мнению чиновников, для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, денежные расчеты должны осуществляться с применением ККТ либо посредством безналичных расчетов:

  • при сдаче внаем собственного недвижимого имущества (письмо Минфина от 04.04.2008 г. № 03-01-15/4-106);
  • при оказании транспортно-экспедиторских услуг (письмо Минфина от 21.03.2008 г. № 03-01-15/3-78);
  • при оказании платных юридических услуг (письма Минфина от 29.01.2008 г. № 03-01-15/1-22, от 20.04.2007 г. № 03-01-15/4-114, от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-84, от 26.01.2007 г. № 03-01-15/1-38);
  • при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси (письма Минфина от 24.01.2008 г. № 03-01-15/1-14 и от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-447);
  • при оказании услуг по электроэнергии (письмо Минфина от 18.01.2008 г. № 03-01-15/1-10);
  • при оказании риэлтерских услуг населению (письмо Минфина от 19.12.2007 г. № 03-01-15/16-460);
  • при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями образовательных услуг (письмо Минфина от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-451);
  • при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг правового характера (письмо Минфина от 29.11.2007 г. № 03-01-15/16-442);
  • при оказании услуг по дизайну интерьера (письма Минфина от 31.10.2007 г. № 03-01-15/14-388 и от 13.06.2007 г. № 03-01-15/6-180);
  • при оформлении расчетов со сдатчиком ювелирных изделий и лома из них (письма Минфина от 21.09.2007 г. № 03-01-15/11-351 и от 27.04.2007 г. № 03-11-04/3/133);
  • при оказании деятельности по преподаванию ритмики и бальных танцев (письмо Минфина от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-83);
  • при добыче песчано-гравийного материала (письмо Минфина от 24.01.2007 г. № 03-01-15/1-34);
  • при оказании услуг, связанных с деятельностью творческого характера (письмо Минфина от 11.12.2006 г. № 03-01-15/12-342);
  • при ксерокопировании, выводе документов на бумагу, закачивании файлов на сотовые телефоны (письмо Минфина от 14.07.2006 г. № 03-01-15/6-182).

Учтите, что освобождение от применения контрольно-кассовой техники при отключении электроэнергии не предусмотрено (письма Минфина от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, от 13.07.2005 г. № 03-01-20/3-129, от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, ФНС 19.04.2005 г. № 22-3-11/[email protected]). Отметим, что раньше таким бланком строгой отчетности была специальная форма чека, утвержденная письмом Минфина от 12.03.1999 г. № 16-00-24-32.

Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 «Бланки строгой отчетности» (приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»). При этом документы учитывают на счете 006 в условной оценке. Аналитический учет ведут по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

  • Дебет 60 Кредит 50 (51) – оплачены бланки строгой отчетности;
  • Дебет 10 Кредит 60 – получены бланки строгой отчетности;
  • Дебет 006 – получены бланки строгой отчетности;
  • Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по приобретенным бланкам строгой отчетности;
  • Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19 – отражен вычет по НДС;
  • Дебет 20 (26) Кредит 10 – списаны бланки строгой отчетности;
  • Кредит 006 – списаны с учета бланки строгой отчетности.

Отметим, что финансисты в письме от 17.05.2005 г. № 03-03-02-04/1/123 предлагают упрощенцам учитывать затраты по оплате стоимости приобретаемых бланков строгой отчетности как расходы на канцелярские товары в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. По аналогии получается, что для лиц, использующих обычную систему налогообложения, в этом случае можно воспользоваться подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса «расходы на канцелярские товары». По нашему мнению, не будет ошибкой списывать БСО и в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей затраты на бланки относятся к расходам на канцелярские товары либо другим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 13 п. 47 и подп. 19 п. 47 приказа Минфина и МНС от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»).

Отметим, что неприменение бланков строгой отчетности является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

  • на граждан – от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 3 000 руб. до 4 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 руб. до 40 000 руб.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП РФ).