Штраф за грязь на дороге

Штраф за грязные номера — какой штраф ГИБДД за нечитаемые номера в 2018 году?

Управление ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными государственными регистрационными знаками влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 500 руб.

Необходимо подойти к номеру и протереть его влажной тряпочкой или влажными салфетками. Если инспектор не сделал фото или видеофиксацию нарушения, то можно избежать штрафа.

— попытайтесь напомнить инспектору про статью 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения.

— самостоятельно сфотографируйте номерные знаки желательно так, чтобы инспектор попал в кадр и приложите эти фотографии к протоколу.

Если с расстояния 20 метров невозможно обеспечить прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего номера, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего, или заднего номера.

Да, могут. Однако, в суде можно попробовать оспорить это, приложив информацию о погоде в регионе на момент остановки ТС инспектором.

Итак, самая распространенная проблема транспортной инфраструктуры России – грязь на дороге. Согласитесь, по-настоящему грязный регистрационный знак даже самой современной техники фото-видео фиксации идентифицировать как минимум очень проблематично. Однако хочется отметить, что грязный знак в темное время суток для «умных» камер видеонаблюдения совсем не помеха (в данном случае на фото отчетливо будут видны цифры и буквы номера на светоотражающем фоне). Все из-за того, что цифры и буквы имеют ярко выраженный рельеф и прочитать камере или конкретному человеку, взглянувшему на фотографию не составит особого труда. И так, какой же штраф ГИБДД за грязные номера в 2018 году?

ч.1 ст 12.2 КоАП РФ
1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если Вас остановили за грязные номера, не нужно начинать выяснять отношения с инспектором и вести себя агрессивно. Если сотрудник ГИБДД не сделал фото или видео фиксацию нарушения, то молча идете к номеру и протираете его влажной тряпочкой или влажными салфетками. Ваш номер становится читаемым и по сути инспектор уже не может выписать Вам штраф или вынести другое наказание за нечитаемые номера. Если инспектор продолжает составление протокола, то Вы можете пойти по двум путям:

1. Можно попытаться спокойно напомнить инспектору про статью 2.9 КоАП РФ:

1.При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

2. Самостоятельно сфотографировать номерные знаки желательно так, чтобы инспектор также попал в кадр, и приложить эти фотографии к протоколу. В объяснениях к протоколу указываем: «Был остановлен за грязные номера, остановку и действия инспектора ГИБДД (Ф.И.О. инспектора) считаю неправомерными, так как государственные регистрационные знаки читаемы, что подтверждается фотоснимками, сделанными сразу же после остановки транспортного средства. Прошу производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения».

Не забывайте, что инспекторы зачастую вполне адекватные люди до того момента, пока Вы сами не начинаете хамить. Ваш тон должен быть спокойным, аргументы — вескими, уверен проблем никаких не будет. Особо агрессивных водителей инспекторы порой проверяют на знание КоАП РФ и за грязные номера пытаются приписать отсутствие гос. знаков. Якобы они сильно запачканы, а значит отсутствуют.

Часть 2 статьи 12.2
Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков…
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Однако не стоит поддаваться на провокацию, т.к. данная часть не имеет никакого отношения к грязным номерам.

Грязные номера – это не нарушение, а недостаток, устраняемый на месте. Статья 12.2 КоАП РФ не предусматривает ответственность за управление автомобилем с грязными номерами, однако если из-за грязи знак становится нечитаемым (в случае, если с расстояния 20 метров невозможно обеспечить прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака), ответственность для водителя наступает по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ.

На некоторых сайтах бытует мнение, что в дождь или снег инспекторы не имеют право выписывать штраф за грязные номера, якобы у водителя отсутствует вина. Достаточно приложить распечатку погоды в данной местности с сайта Фобоса и все будет хорошо. Однако следует учесть что суд не примет как доказательство распечатку с сайта. Для этого Вам потребуется сделать запрос в тот же «Фобос», откуда вы будете очень долго ждать ответа и все равно это не даст вам гарантии того, что в суде Вы окажетесь правы.

Хочется дополнительно отметить то, что в рассматриваемом случае необходимо учитывать погодные условия (осень-весна), если Вы управляете автомобилем с грязными номерами в летнею, солнечную погоду, сотруднику ГИБДД будет сложно доказать то, что Вы забыли помыть машину с весны.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

За загрязнение проезжей части владельцев авто будут крупно штрафовать

В Тюменской области ГИБДД проводит специальное мероприятие «Чистый город» («Чистые улицы»). Сотрудники Госавтоинспекции усилили контроль за тюменскими стройками. На дороги Тюмени со строящихся объектов грузовики выносят на колесах тонны грязи. Инспекторы дорожной инспекции и организации движения обследуют стройки на предмет наличия твердых подъездных путей, руководителям организаций, где обнаружены недостатки, выносят предписания.

К административной ответственности привлекаются водители грузовиков, а также прорабы и руководители строительных объектов.

Мероприятия продлятся до конца апреля. И после мероприятия чистота тюменских улиц не останется без внимания. Контроль за вынесением грязи на проезжую часть будут осуществлять инспекторы дорожно-патрульной службы при работе на линии. При необходимости, дополнительные мероприятия будут проведены ближе к осени. Штраф для водителей за вынос грязи на проезжую часть – 1500 рублей, для должностных лиц – пять тысяч рублей, а для юридических их лиц 200000 тысяч рублей.

Кроме того, именно сейчас усилен контроль за парковкой транспорта на газонах и несанкционированной мойкой транспорта во дворах и у водоразборных колонок. За мойку машин во дворах и других несанкционированных местах водителя по Закону Тюменской области об административных правонарушениях предусмотрен штраф одна тысяча рублей.

Источник: пресс-служба ГИБДД Тюменской области

Штраф за нечитаемые и грязные номера автомобилей в 2018 году

Какой штраф предусмотрен за грязный или нечитаемый гос номер автомобиля в 2018 году? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сервиса «Штрафы ГИБДД».

Штраф за нечитаемые государственные номерные знаки, на двигающемся автомобиле в России в 2018 году составляет

Статья 12.2 КоАП РФ часть 1

Проверка и оплата штрафов ГИБДД

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Штраф за нечитаемые (грязные) номера на автомобиле, согласно ГОСТу 50577-47 п 4.7, применим к водителям, передвигающимся на транспортных средствах, номерные знаки которых соответствуют стандартам, установлены в предусмотренных местах, но «не читаются» — не различимы человеческим глазом с расстояния 20-ти метров в дневное время суток.

Штраф за нечитаемые номера 2018 году

Штраф ГИБДД за грязные или нечитаемые номера в 2018 году равен 500 руб согласно статье 12.2 КоАП части 1. Однако, по закону это правонарушение не несет в себе большой социальной опасности и штраф в течении 20 дней с момента вынесения постановления можно оплатить со скидкой 50%. Таким образом, при быстрой оплате штраф за грязные номера равен 250 рублям.

Сотрудник ГИБДД может выписать штраф в 500 р. если хотя бы один символ номерного знака покрыт грязью и не читается с расстояния в 20 метров.

Нечитаемым номером считается гос. номер, не поддающийся полному считыванию с расстояния не менее 20 метров. В ночное время суток не читаемость номеров проверяется исключительно с задней стороны автомобиля и с включенными штатными автомобильными фонарями подсветки номера.

Читаться с расстояния 20 метров должны только «базовые» цифры и буквы номера машины. При этом допустимо и не приводит к штрафу ГИБДД полное загрязнение флага, надписи «RUS» и надписи «транзит».

Не попадитесь на уловку

Штраф за нечитаемые номера часто увязывают со штрафом за грязную машину. ГИБДД курортных и столичных территориальных образований часто призывает граждан поддерживать чистоту кузова автомобилей. Грязные машины на улицах могут сказаться на имидже населенных пунктов, однако в КоАП РФ отсутствует штраф за грязную машину! Если номера автомобиля свободно читаются с 20 метров, штраф ГИБДД вам выписать не могут. Даже если машина покрыта толстым слоем глины.

Смотрите так же:  Приказ 772 от 31082007

Нечитаемые гос номера ночью могут привести сразу к двум штрафам. Первый собственно за нечитаемые с 20-ти метров государственные регистрационные номерные знаки автомобиля, второй за неработающую подсветку заднего номера. Первый штраф по статье 12.2 КоАП ч. 1 (нечитаемые номера, 500 рублей), второй — по статье 12.5 КоАП (управление транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, 500 рублей).

Закон не принуждает автомобилиста, управляющего автомобилем, протирать номера в случае составления протокола или выписывания постановления о штрафе. Однако, сразу как водитель сядет за руль автомобиля с грязными номерами, он может быть повторно остановлен и оштрафован за грязные номера.

Штраф за грязные номера или штраф за отсутствие гос. номеров?

Как ни странно, мера наказания за нечитаемые, грязные номерные знаки на автомобиле в 2018 году достаточно размыта. Даже по Статье 12.2 КоАП ч. 1 наказанием может являться как штраф в 500 р. так и устное предупреждение.

К этой «вилке» в некоторых случаях добавляются попытки инспектора ГИБДД идентифицировать грязный номер как отсутствующий вовсе. Сотрудник дорожной полиции может попытаться исходить из позиции – «государственного номерного знака не вижу, значит он отсутствует». При этом ситуация будет подводиться под часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ — «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, равно как управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть». Последствия такой оценки действий водителя — штраф 5000 рублей или лишение прав сроком до 3 месяцев.

Грязь, снег, листья и прочие природные факторы, затрудняющие читаемость номерных знаков, действительно могут восприниматься сотрудником ГИБДД «иными материалами» препятствующими (скрывающими, видоизменяющими) прочтение гос номеров.

Более того, на фоне увеличения штрафов за скорость и появлению в городах России большого количества автоматических камер ГИБДД, замазывание номерного знака снегом или грязью стандартный прием автомобилистов, пытающихся уйти от штрафов ГИБДД.

В силу расплывчатости формулировок сотрудник ГИБДД, останавливающий машину с грязными номерами, может выписать штраф и по более суровой части. Такие действия в подавляющем числе случаев незаконны и могут быть опротестованы в суде. Для дальнейшего разбирательства рекомендуется отснять номерной знак на фотоаппарат на фоне конкретного сотрудника ГИБДД, выписывающего штраф. В суде также не лишним будет приложить к заявлению информацию о погодных условиях в регионе на момент обнаружения грязных номерных знаков.

Часто переквалификация грязного номера со статьи 12.2 ч.1 КоАП РФ (не читаемый) на 12.2 ч.2 КоАП РФ (отсутствует / специально видоизмененный) является проверкой юридической подкованности автомобилиста со стороны инспектора ГИБДД. Вежливая просьба перечитать более суровую норму закона и соотнести ее с реальным положением дел часто решает проблему.

Лишение прав за нечитаемые номера

Как уже было сказано ранее, лишение водительских прав за неумышленно грязный номерной знак автомобиля противозаконно!

Если стандартный номер установлен на правильное месте, нет пленок, хитроумных наклонных рамок, противокамерных лаков и пенок, магнитных систем, создающих помехи считыванию и прочего, автомобилист запачкал номерной знак природными видами загрязнителей – снег, дорожная грязь, листья, такое загрязнение равномерно, не имеет признаков искусственного нанесения, соответствует сезону и погоде – максимальное наказание по статье 12.2 ч.1 КоАП РФ 500 рублей.

В 2018 сотрудники ГИБДД могут лишить водителя прав за нечитаемые номера по закону только в том случае, если помехи в чтении номера созданы искусственно и злонамеренно. Чаще всего лишают водительских прав за нечитаемые номера, когда невооруженным взглядом инспектора замечено создание искусственных помех перед номерным знаком – наклонных рамок, «закрасок», пленок, магнитных систем и прочего.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД за грязные номера

Остановка автомобиля сотрудниками ГИБДД из-за нечитаемых номерных знаков — стандартная для России процедура для осенних, весенних периодов года. В большинстве регионов страны даже вводятся специальные «месячники», по ходу которых внимание сотрудников дорожной полиции направлено исключительно на грязные машины.

В общении с сотрудниками ГИБДД касательно нечитаемых номеров стоит держать две вещи:

  1. Грязный номер – оценочная категория. (номер никогда не может быть абсолютно грязным или абсолютно чистым, абсолютно нечитаемым или абсолютно читаемым)
  2. Статья КоАП 12.2 ч.1 в качестве одной из мер воздействия на водителя управляющего машиной с грязными номерами подразумевает «предупреждение» без выписывания штрафа.

Наиболее разумная модель поведения:

  1. Частичное признание своей вины «да номер не самый чистый, но цифры то видно».
  2. Аргументы в свою защиту «ехал день по трассе / чудом выбрался с дачи дороги развезло / целый день или снег, или дождь».
  3. Закрепление в сознании сотрудника ГИБДД образа оступившегося, но сознательного водителя «штрафы получаю очень редко, все вовремя оплачиваю».
  4. Добрая лесть – «понимаю как сложно сотрудникам ГИБДД целый день стоять под дождем у дороги».
  5. Желание минимизировать ущерб – «вожу с собой тряпку и воду, всегда протираю номера».

Не следует протирать номерные знаки автомобиля сухими тряпками, щетками или бумагой. Сухая очистка госномеров машины приводит к истиранию краски. Если буквы и цифры на номерном знаке сотрутся, у сотрудников ГИБДД появится новый повод для наложения штрафа.

Штраф за грязные номера

Грязные номера — частный случай нечитаемых номеров. По сути грязные номера то же самое, что нечитаемые номера. Штраф за грязные номера по статье 12.2 ч 1. КоАП РФ равен 500 рублям. В некоторых случаях применяется норма КоАП РФ 12.2 ч.2, если читаемость номера снижена явно специально.

Таблица: какой штраф за нечитаемые номера в зависимости от конкретной ситуации на 2018 год

Ситуация с номерным знаком

Статья КоАП

Наказание

Гос. номер движущейся машины покрыт грязью

Статья 12.2 ч 1 КоАП РФ

Предупреждение или штраф 500 руб.

Гос. номер стоящей машины покрыт грязью

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины покрыт снегом и льдом

Статья 12.2 ч 1 КоАП РФ

Предупреждение или штраф 500 руб.

Гос. номер стоящей машины покрыт снегом и льдом

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины закрыт посторонним предметом

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев.

Гос. номер стоящей машины закрыт посторонним предметом

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины чист, но машина грязная

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер стоящей машины грязный, но машина чистая

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины отсутствует

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев

Гос. номер стоящей машины отсутствует

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины перевернут

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев

Гос номер стоящей машины перевернут

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины закреплен в нештатном месте

Статья 12.2 ч 1 КоАП РФ

Предупреждение или штраф 500 руб.

Гос. номер стоящей машины закреплен в нештатном месте

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины не подсвечен штатными лампами

Статья 12.2 ч 1 КоАП РФ и Статья 12.5 КоАП РФ

До двух штрафов по 500 рублей каждый.

Гос. номер стоящей машины не подсвечен штатными лампами

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено

Гос. номер движущейся машины наклонен специальной рамкой

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев (если нарушение явное)

Гос. номер движущейся машины имеет магнитную систему установки помех

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев (если нарушение явное)

Гос. номер движущейся машины покрыт лаком

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев (если нарушение явное)

Гос. номер движущейся машины покрыт пленкой

Статья 12.2 ч 2 КоАП РФ

Штраф 5000 рублей или лишение от 1 до 3 месяцев (если нарушение явное)

Гос. номер движущейся машины очищен частично (частично читаем)

Статья 12.2 ч 1 КоАП РФ

Предупреждение или штраф 500 руб.

Гос. номер движущейся машины очищен частично (частично читаем)

Наказание не предусмотрено

Наказание не предусмотрено.

Грязный автомобиль оставляет на дороге существенные грязные следы

Статья 12.33 КоАП РФ

Штраф от 5000 до 10 000 тысяч руб.

Наиболее распространённые виды загрязнителей номерных знаков:

  • Дорожная грязь
  • Снег
  • Лед
  • Листья деревьев и кустарников
  • Битум
  • Бумага
  • Полиэтиленовые пакеты и упаковка

Если автомобилисту удается доказать естественное происхождение загрязнений номерных знаков, ему грозит предупреждение или штраф в 500 рублей. Если загрязнение нанесено умышленно, с целью сокрытия номерных знаков от камер ГИБДД и дорожных инспекторов, штраф увеличивается до 5000 рублей (возможно лишение прав на срок до 3 месяцев).

Смотрите так же:  Трое детей какие льготы

Ужесточение штрафа за нечитаемые номера в 2020

Всерьез в России нечитаемыми номерами и ужесточением штрафов ГИБДД за грязные номера государственные органы занялись с 2010 года. Именно в это время к выписыванию штрафов стали привлекаться автоматические комплексы фиксации нарушений. В отличии от дорожных инспекторов, способных проверить документы водителя, уточнить личность по отпечаткам пальцев и фоторобота, единственным средством идентификации машин в арсенале камер, является сканирование номерных знаков. Если номер чистый, дорожная камера считывает его, сверяет с данными в базе и отправляет штраф по почте. Если номер не читается (грязный), автомобилист уходит от штрафа.

С этого времени борьба с грязными номерами фактически приравнялась к борьбе с систематическими нарушителями ПДД и неплательщиками штрафов.

«Стратегический» штраф ГИБДД за нечитаемые номера с 2008 года повысился в 5 раз со 100 до 500 рублей. В Госдуме и сопряженных с ней государственных органах постоянно возникают идеи увеличения ответственности за нечитаемые номера. Такими темпами ужесточение штрафа за нечитаемые номера к 2020 может составить 200-300%.

В 2018 году на службе ГИБДД все еще не существует специального сертифицированного спецприбора, научно и достоверно определяющего уровень загрязнения (нечитаемости) номерных знаков автомобиля. Оценка степени загрязненности номеров в отличии, к примеру, от тонировки, производится исключительно на глазок.

С опломбированной и стандартизированной техникой настроенной согласно ГОСТу не поспоришь. А если не существует прибора всегда остается поле для некорректных оценок и злоупотребления контролеров. Ситуация может только ухудшиться в связи с повышением штрафов за нечитаемые номера. Сотрудникам ГИБДД будет выгодно выявлять все больше «серьезных» нарушений.

Штраф за нечитаемые номера на парковке

Несмотря на непрекращающееся попытки законодательных властей ввести ответственность автомобилистов за отсутствующие или нечитающиеся гос. номера на стоящих автомобилях — припаркованных на платных муниципальных парковках, во дворах или на обочинах дорог, в 2018 году подобный штраф отсутствует.

Другими словами, автомобилист не несет никакой ответственности за грязный, нечитаемый или снятый номерной знак на машине, которая не используется как транспортное средство.

Нечитаемые номера и камеры ГИБДД

В настоящее время степень нечитаемости номеров не выявляется специальными приборами. Соответствует номерной знак автомобиля ПДД или нет определяет исключительно инспектор, опираясь на собственное зрение и мироощущение.

Изюминка ситуации заключается в том, что в соответствии с законом органолептический анализ проводимый при помощи зрения инспектора ГИБДД, определяет читаем или не читаем номерной знак камерой ГИБДД. То есть инспектор определяет, подходят номера машины для последующего анализа приборами (дорожными камерами), а не наоборот.

При этом, на вопрос «читают ли дорожные камеры ГИБДД грязные номера» все чаще приходит утвердительный ответ. Современные комплексы фиксации нарушений, на которые приходится до 90% выписываемых дорожных штрафов, способны идентифицировать номер при помощи чувствительной инфракрасной аппаратуры и даже определить буквы и цифры по теням от выпуклостей государственного регистрационного номера.

Могут ли оштрафовать за то, что машина грязная? Комментарий ГИБДД

В СМИ прочитал, что в Москве ГИБДД будет штрафовать за грязную машину. Так ли это?

С. Иванов, Москва

На вопрос читателя отвечает начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях наказание за эксплуатацию грязных транспортных средств не предусмотрено.

В то же время автовладельцам может грозить ответственность за управление транспортным средством, во‑первых, снечитаемыми (из-за грязи) государственными регистрационными знаками, а во‑вторых, с загрязненными внешними световыми приборами.

В первом случае ответственность наступает по части 1 статьи 12.2, во втором – по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Санкция в обоих случаях одинакова: преду­преждение или штраф в размере 500 рублей.

Если у моего автомобиля грязные фары, что мне за это будет?

При этом согласно статье 1.5 «Презумпция невиновности» того же Кодекса

«Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, должна быть доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность и неустранимые сомнения в виновности этого лица должны толковаться в его пользу».

А аргументированно, с привлечением технических средств, доказать, что световые приборы именно загрязнены, довольно сложно. Да и писать протоколы, как показывает практика, мало кому нравится. Гаишникам проще найти другое нарушение (например, грязный номер) или другого «клиента», а от водителя потребовать устранить неисправность на месте, то есть найти тряпку и как следует протереть фары. Артачиться в этом случае не стоит. Ведь речь идет в первую очередь о вашей же безопасности. Особенно если дело происходит в темное время суток.

Компанию оштрафовали за загрязнение дороги. Как оспорить наложение штрафа/ «Арбитражная практика» №3, 2015

— Когда ответственность за загрязнение дороги можно переложить на подрядчика

— Может ли суд присудить штраф ниже установленного в КоАП РФ предела

— В каком суде нужно оспаривать штраф за повреждение дорог

Строительные и иные организации, чья деятельность предполагает перевозку материалов и, как следствие, возможность повреждения или загрязнения дорожного покрытия, нередко привлекают к ответственности за подобные нарушения. Основанием в данном случае выступает ст. 12.33 КоАП РФ. Эта статья предусматривает ответственность за повреждение или загрязнение дорог, которое создает помехи или угрожает безопасности дорожного движения. Совершение такого рода правонарушения влечет для компании наложение административного штрафа в размере 300 тысяч рублей. При этом для юридических лиц не предусматривается нижнего и верхнего предела санкции. А это исключает возможность применения более «мягкого» штрафа. Таким образом даже при относительно незначительном нарушении компания должна будет выплатить достаточно крупный штраф. Неудивительно, что организации довольно часто обращаются в суд для оспаривания постановлений административных органов о привлечении к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ. Как показывает практика, во многих случаях компаниям действительно удается снизить размер штрафа, налагаемого в соответствии с санкцией статьи.

За загрязнение дорог отвечает подрядчик, а не контролирующая строительство компания

Статья 12.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. В судебной практике иногда возникают некоторые сложности при квалификации состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей. Как известно, правонарушение может выражаться как в действиях, так и бездействиях лица, совершившего административное правонарушение. По общему правилу, состав административного правонарушения состоит из четырех основных составляющих: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. В ряде случаев именно выявление одного из этих элементов может вызвать сложности, что впоследствии выливается в неправильное применение норм материального права и может повлечь отмену судебного акта.

Так, в одном из дел в результате стока загрязненных вод со строительной площадки, используемой для строительства многоквартирных жилых домов, произошло загрязнении дорожного покрытия проезжей части. Установив, что контроль за качеством строительно-монтажных работ на указанном объекте осуществляет общество на основании соответствующего договора с застройщиком объекта, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ.

Административный орган привлек общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей (в соответствии с редакцией ст. 12.33 КоАП РФ, действующей на момент вынесения постановления). Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что между обществом (исполнитель) и застройщиком (заказчик) был заключен договор на оказание услуг по осуществлению контроля за качеством выполняемых подрядчиком строительно-монтажных работ. Ненадлежащее исполнение обществом своих обязательств по указанной сделке повлекло за собой загрязнение проезжей части дороги стоками с территории строительной площадки. В связи с этим общество виновно в создании помех в дорожном движении в связи с загрязнением дорожного покрытия.

Однако суд кассационной инстанции занял иную позицию. Суд счел, что из содержания договора следует, что общество обязано было оказать застройщику услуги по осуществлению контроля и надзора за строительством многоквартирных жилых домов подрядчиком. При этом действия подрядчика, связанные с загрязнением при выполнении строительно-монтажных работ прилегающей к строительному объекту проезжей части дороги, не являлись предметом контроля со стороны общества на основании заключенного с заказчиком договора. Нормы действующего законодательства также не возлагают на лицо, осуществляющее контроль за качеством строительных работ, обязанность по контролю за подобными действиями подрядчика. В соответствии с диспозицией ст. 12.33 КоАП РФ ответственность за умышленное создание помех в дорожном движении путем загрязнения дорожного покрытия применяется к виновным лицам, непосредственно совершившим такие действия.

Кроме этого административный орган не представил суду доказательств, что загрязнение проезжей части дорожного покрытия допущено в результате непосредственных действий общества (что было признано и самим административным органом). По мнению последнего, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, заключается в неосуществлении обществом надлежащего контроля за действиями подрядчика при выполнении строительно-монтажных работ, повлекших загрязнение проезжей части дороги.

Кассация сочла эти доводы административного органа ошибочными, так как бездействие лица, связанное с неосуществлением контроля за выполнением подрядчиком строительно-монтажных работ, не образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2014 по делу №А54-2438/2013 С3).

Согласованная с ГИБДД схема организации движения не освободит от ответственности

Смотрите так же:  Закон прав потребителей возврат денежных средств за услугу

Многие строительные организации во избежание привлечения к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ принимают определенные превентивные меры: например, согласовывают с ГИБДД схему организации движения при проведении работ, ограждают место осуществления работ и т.п. Однако не всегда подобные меры позволят избежать штрафов.

Так, в одном из дел муниципальное учреждение (заказчик) и организация (подрядчик) заключили контракт на выполнение работ по восстановлению работоспособности участка ливневой канализации. Генеральный директор организации утвердил схему организации движения и ограждения места производства работ по восстановлению участка канализации. Администрация города выдала разрешение на производство данных работ.

В дальнейшем инспектор ГИБДД установил, что общество допустило нарушение п. 1.5 Правил дорожного движения, выразившееся в умышленном создании помех в дорожном движении при проведении дорожных работ по ремонту ливневой канализации путем складирования грунта на проезжую часть. Эти действия непосредственно угрожают безопасности дорожного движения и нарушают права неопределенного круга участников дорожного движения. В отношении организации был составлен протокол об административном правонарушении и затем вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Организация обратилась в суд для оспаривания постановления административного органа. При этом одним из ее доводов было наличие утвержденной и согласованной с органами ГИБДД схемы организации движения и ограждения места производства спорных работ.

Тем не менее, суды первой и апелляционной инстанции не сочли доводы организации убедительными. Суды подчеркнули, что наличие у организации утвержденной и согласованной с органами ГИБДД схемы организации движения и ограждения места производства спорных работ само по себе не является основанием для освобождения от административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ. В соответствии с утвержденной генеральным директором организации схемой спорные работы должны быть произведены за пределами дорожного покрытия. При этом схема не предусматривала возможности создания на проезжей части каких-либо помех или препятствий дорожному движению в результате проведения спорных работ. В связи с этим не предусматривала схема и соответствующей организации дорожного движения и ограждения проезжей части дороги на соответствующем участке улицы (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу № А68-6132/2014).

Другим важным моментом данного дела является применение судами аргументов для снижения размера штрафа, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П (несмотря на то, что применение санкции ниже низшего предела в рамках ст. 12.33 КоАП РФ напрямую в постановлении не указано).

Так, суды приняли во внимание позицию КС РФ о том, что до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена. При этом, учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра, суд может в исключительных случаях принять решение о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией. Если же административное наказание было назначено иным компетентным органом или должностным лицом, суд, рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности).

Из постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П следует, что минимальный размер административного штрафа в сумме 100 тысяч рублей уже является чрезмерным. При этом судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).

Учитывая необходимость проведения ремонтных работ по восстановлению значительного участка ливневой канализации, социальную значимость этих работ, согласование с органами ГИБДД производства дорожных работ, установление дорожных знаков, суд пришел к выводу, что в данных обстоятельствах размер штрафа в 300 тысяч рублей является значительным для организации.

Арбитражный суд указал, что размер штрафа в данном случае не должен приводить к прекращению или приостановлению предпринимательской деятельности. Таким образом, суд признал обоснованным применение административного штрафа к организации по ст. 12.33 КоАП РФ ниже низшего предела — в размере 60 тысяч рублей.

Таким образом, снижение штрафа почти в 4 раза оказалось возможным для организации именно по решению суда и в результате применения позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П.

Оспаривать привлечение к ответственности за загрязнение дорог нужно в суде общей юрисдикции

Важнейшую роль при установлении события и состава административного правонарушения играет доказательственная база. Однако не секрет, что при анализе существующей судебной практики выясняется, что арбитражные суды неоднозначно оценивают представленные доказательства.

Так, в одном из дел госинспектор дорожного надзора провел проверку по факту умышленного создания помех в дорожном движении на участке проезжей части. В ходе проверки было установлено, что водитель общества, управляя автомобилем КАМАЗ, допустил вынос грязи на проезжую часть улицы. Тем самым он умышленно создал помехи в дорожном движении. В отношении водителя был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по ст. 12.33 КоАП РФ. Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленное требование. Постановление управления МВД РФ было признано незаконным и изменено в части назначения наказания. При этом суд пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения и вины общества в его совершении. Однако, изменяя взыскиваемую сумму штрафа, арбитражный суд также применил позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П, уменьшив сумму штрафа до 20 тысяч руб.

Административный орган обжаловал решение суда в апелляционной инстанции. Тем не менее, апелляция не только отменила решение нижестоящего суда, но и признала незаконным постановление по делу об административном правонарушении. Суд не усмотрел, что событие правонарушения установлено и однозначно можно установить его состав.

Так, апелляционная коллегия указала на то, что из материалов дела не представляется возможным установить, действительно ли зафиксированные на фотографии «три маленьких комочка грязи» были вынесены на проезжую часть автотранспортом общества. Какие-либо следы на проезжей части, свидетельствующие о выносе загрязнения, фотоматериалами не зафиксированы.

Таким образом, административный орган составил все необходимые по закону документы, но из их содержания однозначно не следует факт события правонарушения и причинно-следственной связи между действиями общества и загрязнением улицы. В связи с этим вывод суда первой инстанции о доказанности события вменяемого обществу правонарушения был признан неправомерным.

Однако суд кассационной инстанции не согласился с апелляцией. Кассация подчеркнула, что событие административного правонарушения подтверждено административным органом надлежащими доказательствами (в том числе – и фотоматериалами). Общество с событием правонарушения согласилось, вину признало и просило освободить от административной ответственности со ссылкой на положения ст. 2.9 КоАП РФ, указывая на незначительность загрязнения проезжей части дороги. Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания подвергать сомнению составленный административным органом протокол об административном правонарушении. В связи с этим кассация подтвердила правильность решения суда первой инстанции (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.10.2014 по делу №А54-343/2014).

Необходимо также отметить, что иногда у компаний возникают сомнения относительно подведомственности дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ. В настоящее время при рассмотрении таких заявлений арбитражные суды первой инстанции руководствуются позицией, изложенной в п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2013 № 40). Согласно данному постановлению такие дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции. В постановлении указано, что совершение организацией действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 12 КоАП РФ, представляет собой нарушение норм публичного права (а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу безопасности дорожного движения). Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области безопасности дорожного движения не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность, поскольку в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права. Таким образом, арбитражные суды первой инстанции с недавних пор прекращают производство по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ в связи с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (неподведомственность спора арбитражному суду). В качестве примера судебной практики, подтверждающей применение данной позиции можно указать постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу №А32-21134/2014. В данном постановлении суд также ссылается на аналогичную позицию Верховного Суда РФ. Так в одном из дел ВС РФ указал, что несмотря на правильность выводов нижестоящих судов при квалификации состава правонарушения по ст. 12.34 (также относящейся к главе 12 КоАП РФ), судебные акты вынесены арбитражными судами с нарушением подведомственности (постановление от 16.09.2014 по делу №А48-4312/2013).

Таким образом, суд может не только, рассмотрев материалы дела, вынести законное и обоснованное решение, но и уменьшить размер твердо установленных законом штрафных санкций на основании имеющейся позиции КС РФ, явной чрезмерности штрафа и наличия смягчающих обстоятельств, даже если организация совершила правонарушение, предусмотренное ст. 12.33 КоАП РФ.