Стойки учебное пособие

Конструкции из дерева и пластмасс. (Деревянные решетчатые стойки)

Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения»

ДЕРЕВЯННЫЕ РЕШЕТЧАТЫЕ СТОЙКИ

2-е издание, дополненное и исправленное

Рекомендовано Методическим советом ДВГУПС

в качестве учебного пособия

Хабаровск Издательство ДВГУПС

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

УДК 624.011.1 (075.8)

Кафедра «Строительные конструкции» Тихоокеанского государственного университета ( заведующий кафедрой кандидат технических наук,

доцент Н . Е . Медведев )

Главный инженер Хабаровского проектно-изыскательского института «Дальжелдорпроект» – филиала ОАО «Росжелдорпроект»

Т 180 Деревянные решетчатые стойки : учеб. пособие / В.А. Танаев. – 2-е изд., доп. и испр. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 74 с. : ил.

Рассмотрены типы конструкций и принципы проектирования деревянных решетчатых стоек в составе каркаса одноэтажного производственного здания. Основное внимание уделено методике компоновки каркаса, сбору нагрузки и расчету конструкций. Приведен пример проектирования деревянных конструкций поперечной рамы, включая покрытие, ферму, ступенчатую стойку.

Предназначено студентам всех форм обучения, выполняющим курсовой проект по дисциплине «Конструкции из дерева и пластмасс».

© ДВГУПС, 2006, 2012

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Среди других видов составных стоек деревянные решетчатые стойки обладают наибольшей несущей способностью и могут применяться в качестве опорных конструкций в пролётах зданий и мостовых кранов грузоподъёмностью до 10 т.

Деревянные решетчатые стойки относятся к конструкциям построечного изготовления, которые оказываются эффективными там, где древесина является местным строительным материалом.

На Дальнем Востоке во многих районах древесина является местным строительным материалом, а строительные объекты расположены в удалении от индустриальных центров, где затруднена перевозка заводской продукции.

Поэтому возможность построечного изготовления строительных конструкций из дерева здесь является преимуществом по сравнению с конструкциями заводского изготовления из железобетона, стали или клееной древесины. Особенно это проявляется при строительстве временных и вспомогательных производственных объектов.

Отсюда следует необходимость изучения в курсе «Конструкций из дерева и пластмасс» особенностей компоновки составных решетчатых стоек и их расчётных схем, методики проектирования.

Учебное пособие состоит из двух частей.

В части 1 рассмотрены конструкции решетчатых стоек, методика их расчёта со сбором нагрузок и определением расчётных сочетаний усилий. Подробно рассмотрены расчётные схемы ступенчатой решетчатой стойки для её надкрановой и подкрановой частей и методика подбора поперечных сечений стойки.

В части 2 рассмотрен числовой пример проектирования конструкций одноэтажного производственного здания с мостовыми кранами, включая компоновку поперечной рамы, расчёты несущих конструкций покрытия в виде настила и прогона кровли, стропильной металлодеревянной фермы с подбором сечений поясов и решётки, разработкой узлов фермы, а также расчётом деревянной решетчатой стойки поперечной рамы и элементов её крепления к фундаменту.

При расчёте стропильной фермы используется ПЭВМ.

Все расчёты выполнены с соблюдением международной системы единиц СИ.

В приложении к учебному пособию приведены чертежи со спецификациями материалов крайней стойки, а также двух вариантов промежуточной решетчатой стойки со сквозной и качающейся шатровыми ветвями, сортамент пиломатериалов и геометрические характеристики поперечных сечений круглого лесоматериала.

Изучив учебное пособие, студент имеет возможность самостоятельно освоить проектирование деревянных конструкций, пользуясь литературой, указанной в прилагаемом библиографическом списке.

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

ЧАСТЬ 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕШЕТЧАТЫХ СТОЕК

1. КОНСТРУКЦИИ РЕШЕТЧАТЫХ СТОЕК

Решетчатые стойки применяются в составе рам для обеспечения их поперечной устойчивости и жёсткости, а также в торцевых стенах зданий

В капитальных зданиях стойки располагаются внутри здания. В виде контрфорсов треугольного очертания решетчатые стойки устанавливаются снаружи здания.

Ветви стоек состоят из одного или двух окантованных брёвен или брусьев и соединяются между собой брусками решётки на болтах. Угол наклона решётки к горизонту принимается в пределах 45….55°. Стойки воспринимают вертикальную нагрузку от покрытия, снега и кранов, а также горизонтальную – ветровую и торможение тележек кранов. Вверху стойки шарнирно соединяются с фермами или балками покрытия. Фермы (балки) покрытия устанавливаются на опорные брусья и закрепляются с боков накладками (рис. 2, а ), или уголками на болтах (рис. 3). К фундаментам стойки крепятся жёстко при помощи конструкции, состоящей из анкерных болтов, траверс и прокладок (рис. 2, б ).

Поперечная конструкция каркаса с решетчатыми стойками представляет собой раму с жёсткими узлами внизу и шарнирным креплением к ригелю. В зданиях с мостовыми кранами нижняя часть решетчатых стоек конструируется из двух (рис. 4, а , б , в ) или трёх ветвей (рис. 4, г ) и решётки, соединяющей крайние ветви стойки.

Надкрановая часть стойки состоит из одной ветви, которая является продолжением нижней ветви и вместе с ней образует сквозную шатровую ветвь (рис. 4, а , в , г ).

В промежуточных стойках надкрановая часть может быть также в виде самостоятельной качающейся стойки, которая опирается на траверсу решетчатой части (рис. 4, б и прил. 4).

По расходу древесины стойки с качающимися ветвями на 20 % экономичнее стоек, имеющих сквозные шатровые ветви. Однако они несколько сложнее по условиям монтажа.

Верхние ветви в виде качающихся стоек целесообразно применять тогда, когда высота их в 1,5…2 раза больше высоты верхних ветвей крайних стоек (например, при уклоне односкатной к средней стойке кровли, равном 1: 5). В этих случаях поперечная жёсткость рамы мало зависит от схемы закрепления верхней ветви промежуточной стойки, и поэтому могут применяться обе конструктивные схемы промежуточной стойки.

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Рис. 1. Решетчатые стойки в составе поперечных рам

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Рис. 2. Конструкция стойки в зданиях без кранов с опиранием балки покрытия на одну ветвь стойки: а – общий вид; б – узел крепления к фундаменту; 1 – дощатоклееная балка; 2 – опорный брус; 3 – накладка; 4 – траверса; 5 – анкерные болты; 6 – гидроизоляция

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Рис. 3. Конструкция стойки в зданиях без кранов с опиранием фермы покрытия на две ветви стойки: 1 – ферма; 2 – продольный (опорный) брус; 3 – траверса; 4 – анкерные болты; 5 – прокладка; 6 – гидроизоляция

Расчет стоек деревянного каркасного здания

Анализ основных видов стоек, конструктивные особенности каркаса здания. Особенности расчета, проектирования деревянных стоек (клеедощатые, клеефанерные, на колодках). Определение динамических, ветровых, статических нагрузок, крепление стойки к фундаменту.

Подобные документы

Испытание железобетонных стоек, усиленных внешней углепластиковой арматурой. Определение границ влияния различных вариантов усиления на прочность и деформативность вертикальной конструкции. Оценка эффективности использования композитных материалов.

статья, добавлен 28.07.2017

Обследование строительных конструкций здания: оснований, фундаментов, стен, колонн, столбов и стоек, междуэтажных и чердачных перекрытий. Исследование технического состояния здания на основе визуального осмотра обнаруженных строительных дефектов.

курсовая работа, добавлен 08.03.2012

Расчет конструкции каркаса и покрытия здания склада минеральных удобрений. Расчет дощатого настила, прогонов, арки. Особенности расчета стойки. Конструкционные и химические меры защиты деревянных конструкций. Защита конструкций от возгорания, от гниения.

курсовая работа, добавлен 23.11.2016

Изучение методов определения основных конструктивных элементов каркаса здания и статистических параметров рамы в зависимости от постоянной, снеговой, крановой и ветровой нагрузок. Способы расчета основных узлов ступенчатой колонны и сварных швов.

Смотрите так же:  Полномочия совета федерации в отношении президента

курсовая работа, добавлен 18.12.2009

Расчет и конструирование основных элементов здания: рабочего настила, прогонов, основной несущей конструкции. Прикрепление стойки к фундаменту. Устойчивость плоской формы деформирования сжато-изгибаемого стержня. Расчетная схема клеедощатой стойки.

курсовая работа, добавлен 16.01.2016

Расчет и проектирование фермы пролетом 12 метров для покрытия производственного отапливаемого здания. Определение панели покрытия и компоновка рабочего сечения панели. Расчет дощатой клееной стойки и конструирование крепления стойки к фундаменту.

курсовая работа, добавлен 21.05.2015

Особенности компоновки конструктивной схемы каркаса одноэтажного промышленного здания. План колонн и поперечной рамы здания, ее основных элементов. Определение нагрузок на раму. Расчет ступенчатой колонны производственного здания и стропильной фермы.

курсовая работа, добавлен 06.04.2012

Расчет железобетонного каркаса одноэтажного трехпролетного производственного здания согласно основным принципам расчета, конструирования и компоновки железобетонных конструкций. Характеристика сложностей при компоновке каркаса проектируемого здания.

дипломная работа, добавлен 17.10.2015

Конструктивная схема каркаса одноэтажного деревянного здания с треугольной 6-ти панельной фермой, размещение связей. Расчет рабочего настила. Подбор сечения стропильных ног. Расчет гвоздевого забоя. Определение узловых нагрузок и усилий в стержнях фермы.

курсовая работа, добавлен 09.06.2013

Описание конструктивного решения строения здания. Особенность проектирования колонн каркаса, подкрановых балок и стропильных конструкций. Анализ инженерно-технического оборудования дома. Расчет пустотной плиты покрытия и прочности наклонных сечений.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Разработаны правила формулирования проектно-технологических функций по конструкции изделий ЛА. Синтезированы и структуризированы вопросы и ответы по обобщенной конструкции самолета и ракетоносителя, а на основе функциональной структуризации сформулированы проектно-технологические функции для написания технологических процессов автоматизированным методом, начиная от теоретических требований к конструкции ЛА, до комплексных испытаний. Функции сформулированы в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов, закодированы и пригодны к применению в подготовке авиационного производства. Учебное пособие написано в соответствии с программами курсов «Технология сборки самолетов», «Устройство и проектирование самолетов» , «Технология монтажно-испытательных работ» , «Автоматизированные системы подготовки авиационного производства» и «Технология сборки и монтажа самолетов». Учебное пособие предназначено для студентов дневной и вечерней форм обучения при выполнении курсовых, дипломных проектов и работ, расчетно-графических работ, а также будет полезна аспирантам и технологическим отделам авиационных предприятий.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Изложен материал по устройству и конструкции подводных лодок, даны основные формулы для расчета элементов корпуса. Пособие предназначено для студентов специальности «Кораблестроение», изучающих дисциплину «Проектирование подводных судов и аппаратов». В основу учебного пособия положены лекции и методический материал профессора кафедры конструкции судов ДВГТУ И.М. Чибиряка и другая открытая учебная литература.

КОНСТРУКТОРСКИЕ РАСЧЕТЫ В КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ (учебное пособие) Часть 1. Автор: Накрайников В.И., редактор: Александрова Л.И.

Требования и реализуемые возможности температурной стабилизации неодинаковы для аппаратуры различных видов и назначения. Значительную часть РЭА составляет аппаратура настольного типа.

К такой аппаратуре относится большинство лабораторных измерительных приборов, вся бытовая радиоаппаратура и т. д. Она размещается в отдельных деревянных, пластмассовых и металлических упаковках (ящиках) и имеет ограничение по весу (1¸15 кг), габаритам и бесшумности системы охлаждения. В этом случае практически все виды принудительного охлаждения и кондиционирования исключены, а возможности естественного охлаждения ограничены. Однако и здесь можно в известной мере управлять процессом теплопередачи.

В частности, для измерительных радиоприборов французскими фирмами Рошар и др. предложен кожух (ящик) с верхней крышкой, наклоненной под углом 15° к горизонтальной плоскости. На субпанели, прикрепленной к передней панели, внизу расположены теплочувствительные элементы, а вверху — другая часть монтажа — полупроводниковые узлы, модули. Внизу вдоль основания передней стенки идет единственная щель для забора воздуха. Выходная щель расположена сзади под наклонной верхней крышкой. Другие вентиляционные отверстия в кожухе отсутствуют. При установке сборочных печатных плат в вертикальной плоскости такая конструкция обеспечивает равномерное обтекание теплочувствительных элементов схемы воздухом и относительно большую скорость воздушного потока при небольшой высоте прибора. Эффективность естественной вентиляции возрастает при увеличении высоты замкнутого вентилируемого объема. При этом следует стремиться к уменьшению аэродинамического сопротивления на пути потока воздуха. Для этого целесообразно кассеты и сборочные платы полупроводниковых модулей и ИС, а также радиаторы охлаждения транзисторов располагать в вертикальной плоскости. С этой точки зрения наиболее неудачны конструкции, в которых элементы смонтированы на сплошных горизонтальных шасси, расположенных друг над другом.

Если в состав комплекса аппаратуры входит более тысячи полупроводниковых каскадов, то она для удобства обслуживания разделяется на функциональные легкосъемные блоки, собранные в стойки и шкафы. (Исключением являются некоторые виды бортовой и специальной аппаратуры).

При известных условиях естественное охлаждение стоечной аппаратуры может быть более эффективным, чем охлаждение блоков в отдельной упаковке, благодаря возможности повысить скорость и давление охлаждающего воздуха. Поток должен быть организован четко снизу вверх, типа “сквозняка”. Не следует поэтому делать в кожухе стойки (шкафа) излишние вентиляционные отверстия по высоте. Входные отверстия достаточной площади должны быть расположены под первым блоком (снизу), а выходные отверстия — над верхним блоком. Иногда для этого на несколько сантиметров приподнимается верхняя крышка стойки. При этом, если стенки стойки (шкафа) специально не охлаждаются, между блоками должны отсутствовать перегородки, затрудняющие свободное течение воздуха. Блоки (кассеты) с большой удельной мощностью предпочтительно располагать выше блоков (кассет) меньшей мощности (рис. 3). Естественная вентиляция РЭА оказывается практически эффективной, если удельная мощность рассеивания тепла в объеме РЭА не превышает Рт.уд.£2 мВт/см 3 .

Рис. 3. Схема расположения блоков (кассет) внутри стойки (шка-фа) РЭА

Однако для аппаратуры, работающей вне стационарных помещений, естественная вентиляция стойки, в особенности верхних блоков, может оказаться недостаточной. Как известно, температура окружающего воздуха в некоторых пунктах нашей страны может превышать 40°С.

Для того чтобы температура воздуха внутри блоков не превышала хотя бы шестидесяти градусов, необходимы дополнительные меры. Эти меры, в порядке их эффективности, можно разбить на две категории:

а) ограничение верхнего предела средней температуры блоков на достаточном уровне путем обеспечения небольшой разницы (перепада) между температурами внешнего воздуха и воздуха внутри блоков;

б) стабилизация температуры в блоках на некотором уровне, практически не зависящем от температуры наружного воздуха [3, 7, 8].

Ограничение величины перепада в допустимых пределах достигается путем принудительного продува определенного объема воздуха.

Так, например, для ограничения среднего перегрева воздуха внутри типовой стойки (0,3´0,4´2 м 3 ) уровнем 10° необходимо с помощью вентиляторов подавать в аппаратуру воздух из расчета 0,12 м 3 в секунду на каждый ватт мощности, рассеиваемой внутри стойки [6].

Стабилизация абсолютного значения температуры вблизи определенного, достаточно низкого уровня, более эффективна с точки зрения повышения надежности аппаратуры, однако и более сложна по выполнению, хотя и перспективна.

Имеются два способа такой стабилизации: первый — стабилизация температуры конструкции стойки, ее внешних стенок, несущих швелеров, направляющих и т.д.; второй — стабилизация температуры охлаждающего воздуха.

Первый способ может быть реализован следующим: на боковые стенки стойки напаиваются (или навариваются) тонкостенные трубки, через которые протекает вода определенной температуры. При этом основная мощность от нагретых элементов отдается путем контактной теплопередачи на шасси блока и далее на стенки шкафа, охлаждаемые водой. Таким образом, температура элементов стабилизируется около базовой температуры, которой является сравнительно стабильная температура воды. Однако опыт построения конструкции по этому способу и специальные исследования стоек, охлаждаемые водой, выявили существенные недостатки этого метода охлаждения.

Величина теплового сопротивления контакта между шасси легкосъемного блока и охлаждаемыми деталями стойки (шкафа) зависит от стольких практически неуправляемых факторов (давление направляющих, параллельность, смазка и т.п.), что целесообразность применения такой системы теплоотвода возможна только в специальных случаях (например, при жестком креплении блоков к каркасу шкафа болтами).

Смотрите так же:  Приказ строго указать на

Более перспективной является воздушно-жидкостная система водяных радиаторов, распределенных между блоками по высоте стойки, или радиаторов, расположенных в ее нижнем отсеке. Наряду со стабилизацией температуры охлаждающего воздуха на уровне 10¸15° С, независимо от внешней температуры, получается заметная экономия на устройстве и эксплуатации системы охлаждения. Охлажденная вода для системы радиаторов, вмонтированных в стойки, в случае малого объема аппаратуры (1-2 стойки) может быть взята из водопроводной сети. При этом может быть использован весьма экономический способ охлаждения воды, при котором вода циркулирует в трубах, заложенных в землю на глубину 1,5 ¸ 2 м. На такой глубине температура почвы практически одинакова во все времена года и мало отличается в различных регионах страны. В Москве и Ленинграде эта температура равна 8°С, в Ташкенте — 10°С. Так, например, один метр стандартной двухдюймовой трубы (ГОСТ-3262-62 “Трубы стальные водогазопроводные”) диаметром

60 мм обеспечивает теплоотвод в землю тепловой мощности Рт=800 Вт при разности температур охлаждаемой воды и охлаждающей почвы около 0,5°С:

Стабилизация температуры или ограничение рабочего диапазона средних температур в объеме РЭА является необходимым, но недостаточным условием эффективности принятых конструктивных мер теплозащиты.

Окончательным критерием оценки эффективности системы теплозащиты является температура, устанавливающаяся при эксплуатации РЭА, на поверхности и в объеме теплочувствительных элементов (узлов) конструкции.

Поэтому важную роль играют методы размещения и монтажа компонентов устройства внутри конструктивного объема (упаковки). Компоненты конструкции, являющиеся источником тепла, с одной стороны, повышают среднюю температуру внутри конструктивного объема (упаковки), а с другой — могут создавать местные перегревы из-за лучеиспускания и теплопередачи через детали конструкции.

Сформулируем некоторые практические принципы конструктивного обеспечения эффективного теплоотвода в вентилируемой РЭА.

Элементы схемы следует размещать так, чтобы свести к минимуму влияние конвекционного и радиационного нагрева. Поток охлаждающего воздуха (или жидкости) должен равномерно обтекать локальные источники тепла (ИС, транзисторы, резисторы, силовые узлы и т.д.). При конвекционном охлаждении необходимо добиваться увеличения скорости охлаждающего потока, омывающего каждый из элементов. Недопустимо сосредоточение теплорассеивающих элементов (транзисторов, резисторов, реле и т.д.) в местах, труднодоступных для конвективного охлаждения, то есть создания “тепловых мешков”.

Такие “мешки”, помимо ухудшения режима конкретных элементов, могут часто увеличивать аэродинамическое сопротивление на пути охлаждающего потока, “тормозить” его из-за завихрений и ухудшать общий тепловой режим. Так, если аппаратура размещена в отдельной упаковке (приемник, телевизор и т.д.), то ввод охлаждающего воздуха целесообразно производить через полногабаритную щель, расположенную под лицевой панелью, а вывод через такую же щель в задней стенке упаковки, расположенную непосредственно под верхней крышкой ящика, или через круговую щель под верхней крышкой.

Как в настольной (ящичной) аппаратуре, так и в аппаратных стойках (шкафах), обычно ошибкой этого рода является бессистемное расположение отверстий по всей высоте боковых стенок стойки или дна ящика. При этом дезорганизуется поток воздуха, охлаждающего аппаратуру при естественной и принудительной конвекции.

Наиболее важные и чувствительные элементы, сами не выделяющие значительного количества тепловой энергии (мощности), должны быть теплоизолированными. В частности, недопустимо их размещение на пути основных теплопотоков. К таким элементам относятся некоторые микросхемы, конденсаторы, многие моточные, высокочастотные узлы, кварцевые пластинки и т.д.

Для защиты чувствительных к теплу элементов, которые по условиям плотности монтажа и ограничения габаритов расположены вблизи от нагретых элементов, следует применять вентиляционные окна и полированные, неокрашенные элементарные металлические экраны.

Для снижения температуры ИС, транзисторов, резисторов, силовых трансформаторов и т.д. следует отдавать предпочтение теплоотводу за счет теплопроводности, а не теплорассеивания (конечно, в том случае, если имеется база для отвода тепла, обладающая достаточной теплоемкостью). Для улучшения теплоотвода следует активно использовать массу металлических шасси, на которых крепятся узлы, монтажные платы и элементы аппаратуры. Поэтому размеры шасси и толщину их материала, где это возможно, следует выбирать не только из соображений механической прочности. Следует добиваться необходимой массы и конструкции шасси для цепей теплопоглощения и теплопередачи (отсутствие неплотных соединений и т.д.).

Правильная организация и ориентация охлаждающего потока является важным средством повышения эффективности теплоотвода и надежности. Поэтому систему вентиляции, в том случае естественную необходимо рассчитывать и моделировать еще при выборе общей конструкции аппаратуры, не дожидаясь конца схемной отработки и исследований.

При таком предварительном моделировании прогнозируемой аппаратуры для воспроизведения типографии температурного поля применяются элементарные нагревательные элементы. Эти элементы должны иметь форму, близкую к форме соответствующих узлов и выделять (расходовать) такую же мощность. Иногда для этих целей достаточно применить комбинацию миниатюрных ламп накаливания и резисторов, питаемых индивидуально подобранными напряжениями.

Стойки учебное пособие

САМОЛЕТ Як — 18Т. Конструкция и эксплуатация — Учебное пособие (Янкович Ю.И.)

3. главные стойки шасси

На самолете Як-18Т установлены главные стойки шасси одностоечного типа ферменно-балочной конструкции с боковым и задним подкосами и с непосредственным креплением колеса к штоку амортизатора. Главные стойки шасси (рис. 45, 46) установлены в центроплане и состоят из следующих элементов.

Стойка 1 — основной силовой элемент главной ноги, передающий нагрузки от колеса к самолету. Она испытывает нагрузки от сил и моментов по всем трем осям. Как и в конструкции передней ноги шасси, стойка главной ноги представляет собой одно целое с амортизатором.

Складывающийся подкос 2 (боковой) воспринимает усилия, действующие на стойку от боковой силы, приложенной к колесу, и увеличивает жесткость конструкции стойки в боковом направлении. Состоит из верхнего и нижнего звеньев. Жесткий подкос (см. рис. 45) 4 (задний) воспринимает силы, действующие на стойку в плоскости колеса, и увеличивает жесткость конструкции стойки в продольном направлении.

Цилиндр-подъемник 6 и замок убранного положения 8 выполняют те же функции, что и аналогичные элементы конструкции передней ноги шасси.

Ось 5 и шкворень 7 служат для крепления и фиксации амортизационной стойки главной ноги шасси в кронштейнах, находящихся соответственно на заднем лонжероне и диафрагме центроплана; изготовлены из поковки материала 30ХГСА.

Рис. 45. Главная стойка шасси (левая):

б — замок закрыт;

в — замок открыт;

2 — складывающийся подкос;

3 — механический указатель;

4 — жесткий подкос;

8 — замок убранного положения;

Щиток 9 служит для частичного закрытия ниши при убранном положении главной ноги. Колесо 10 — опора главной ноги шасси, тормозное. Для сигнализации положения главной ноги на ней смонтирован механический указатель 3.

Главные ноги шасси в убранном положении удерживаются механическими замками, в выпущенном — шариковыми замками цилиндров — подъемников и боковыми складывающимися подкосами.

Амортизационная стойка главной ноги шасси (рис. 47) состоит из стального стакана (из материала 30ХГСА), стального штока с полуосью для крепления колеса, шлиц-шарнира, фиксирующего шток от поворота вокруг вертикальной оси, и деталей амортизации. В верхней части стакан 4 имеет проушины для оси 14 и шкворня 2, с помощью которых главная стойка крепится к центроплану, а также кронштейн 1 для крепления к стойке ушкового болта штока цилиндра-подъемника.

Рис. 46 Кинематическая схема уборки – выпуска главной стойки шасси.

В средней части стакана, представляющей собой толстостенную стальную трубу, расположены верхний зарядный штуцер 3, узлы крепления тяг щитка и проушины крепления жесткого и складывающегося подкосов. В нижней своей части стакан имеет проушину для крепления верхнего звена шлиц-шарнира и узла подвески стойки на замок убранного положения.

Узел подвески представляет собой проушину с вставленным в ее отверстия болтом 12 с внутренней распорной и внешней 11 стальными втулками и двумя шайбами 10. Шайбы и лапы проушин имеют рифленую поверхность для регулировки положения болта с втулкой. На болт наворачивается гайка, контрящаяся шплинтом.

Рис 47. Амортизационная стойка главной опоры шасси

Смотрите так же:  Пособие при рождении третьего ребенка в хмао

а — общий вид б — схема работы.

1 — кронштейн, 2 — шкворень, 3 — верхний штуцер, 4 — сварной стакан; 5 — верхнее звено шлиц шарнира, 6 — нижнее звено шлиц- шарнира; 7 — конусный болт; 8 — шток с полуосью; 9, 20, 26, 32 — гайки, 10 — рифленая шайба; 11 — внешняя втулка; 12 — болт; 13 — жесткий подкос, 14 — ось, 15, 22 — втулки, 16 — подвижная букса, 17 — разрезное кольцо, 18 — клапан, 19 — нижний штуцер, 21 — шплинт, 23 — неподвижная букса, 24 — поршень, 25 — сальник; 27 — обтюратор, 28 — стопорное кольцо, 29 — уплотнение, 30 — шайба, 31 – уплотнение.

Внутри стакана в нижней его части с помощью гайки 26, законтренной винтом, установлена неподвижная букса 23 с уплотнениями, а с помощью стопорного кольца 28 в гайку установлен обтюратор 27 с сальником 25.

Шток амортизационной стойки полый и выполнен из материала 30ХГСА. К нижнему концу штока приварен узел с полуосью для крепления колеса с нижним зарядным штуцером и проушиной крепления нижнего звена шлиц-шарнира. В верхней части с помощью гайки 20, законтренной шплинтом 21, закреплен пакет деталей амортизации, движущийся вместе со штоком и состоящий из подвижной буксы 16, разрезного кольца 17, клапана 18, выполненного в виде стального кольца с тремя отверстиями Æ 1,4 мм для протекания жидкости, втулок 22 и 15. Подвижная букса 16 и втулка 22 выполнены из материала БРАЖМЦ.

С помощью гайки 20 на штоке установлен поршень 24, который имеет возможность перемещаться внутри штока (ход 120±3 мм) и делит полость амортизационной стойки на две изолированные друг от друга камеры Д и Г.

Через нижний штуцер камера Г заряжается азотом до давления 65 ±1 кгс/см2, через гнездо верхнего штуцера камера Д заполняется маслом АМГ — 10, а через штуцер заряжается азотом до 24 ±1 кгс/см2. По конструкции штуцеры подобны штуцерам передней амортизационной стойки. Герметичность главной амортизационной стойки обеспечивается применением уплотнений, состоящих из фторопластовых шайб и резиновых колец, расположенных в кольцевых выточках на внутренней и внешней поверхности неподвижной буксы и внешней поверхности поршня. Работа амортизационной стойки главной ноги шасси аналогична работе передней амортизационной стойки.

Диаграмма обжатия главной амортстойки показана на рис. 48.

Работа амортизации на прямом ходе представлена на диаграмме в виде кривой abc. Как и на диаграмме (см. рис. 39) обжатия передней стойки, кривая abc отчетливо распадается на два участка: ab — показывает работу амортизации при нормальной посадке (работа верхней камеры Д амортизационной стоики); bc — работу нижней камеры Г. Последняя вступает в работу при поглощении энергии грубой посадки или преодолении самолетом высокого препятствия при движении по аэродрому. Доля работы, затрачиваемой на преодоление гидравлических сопротивлении жидкости, в общем объеме работы, поглощенной амортизатором, при прямом ходе несколько выше, чем при обжатии передней стоики, что видно на участке bc диаграммы, характеризующей работу нижней камеры амортизационной стойки. Амортизация на обратном ходе осуществляется в основном торможением жидкости в клапане 18, который прижимается к буксе 16, и жидкость вытесняется из полости между стаканом 4 и втулкой 15 только через отверстия в клапане и буксе.

Кривая усилий ned при движении штока вниз, изображенная на диаграмме обжатия главной стойки, состоит из двух участков, характеризующих работу верхней и нижней камер амортизатора.

Рис 48. Диаграмма обжатия главкой амортизационной стойки.

Складывающийся и жесткий подкосы. Складывающийся подкос 2 (см рис. 45) служит для фиксации главной ноги шасси в выпущенном положении, передает усилия с амортизационной стоики на узел центроплана и совместно с цилиндром-подъемником входит в механизм уборки и выпуска главной ноги шасси.

Подкос состоит из верхнего и нижнего штампованных из материала 30ХГСА звеньев, соединенных между собой болтом с гайкой.

Нижнее звено подкоса соединено с амортизационной стойкой, верхнее — с кронштейном на стенке ниши шасси. Под соединительный болт в нижнем звене подкоса установлен шаровой вкладыш. Гайки соединительных болтов верхнего и нижнего звеньев контрятся шплинтами.

Верхнее звено подкоса шарнирно соединено с кронштейном на стенке ниши шасси и с цилиндром-подъемником. Соединение с цилиндром — подъемником осуществляется с помощью специального ушкового болта, вращающегося в бронзовых втулках, впрессованных в бобышку верхнего звена подкоса. С помощью болта и гайки, законтренной шплинтом, ушковый болт подкоса соединен с ушковым болтом, ввернутым в шток цилиндра — подъемника.

В кронштейне верхнего звена подкоса установлен концевой выключатель АМ800К, а в кронштейн нижнего звена ввернут нажимной регулируемый винт. При уборке шасси подкос складывается, нажимной винт освобождает от нажатия шток концевого выключателя и на табло сигнализации шасси в кабине гаснет зеленая сигнальная лампа выпущенного положения главной ноги шасси.

В выпущенном положении главной ноги звенья складывающегося подкоса устанавливаются в распор и фиксируются в этом положении цилиндром-подъемником, шток которого запирается шариковым замком, что препятствует складыванию подкоса от внешних боковых усилий, действующих на ногу шасси. Нажимной винт нижнего звена подкоса нажимает на шток концевого выключателя, и на сигнальном табло шасси горит зеленая сигнальная лампа выпущенного положения главной ноги. Обратная стрелка прогиба подкоса вниз от прямой – 5 ± 0, 2 мм.

Жесткий подкос 4 (см. рис. 45), соединяющий ось со стойкой, представляет собой толстостенную стальную трубку диаметром 25X2, в которую вварены вилка и ухо. С помощью вилки подкос крепится к оси, с помощью уха — к стойке. Крепление подкоса осуществляется болтовыми соединениями. Гайки болтов контрятся шплинтами.

Цилиндр-подъемник уборки-выпуска главной стойки шасси по конструкции аналогичен цилиндру — подъемнику передней стойки. Ухо цилиндра-подъемника крепится к ушковому болту, установленному на верхнем звене подкоса, а шток — ввернутым в него ушковым болтом к кронштейну (см. рис 45), установленному на болтах крепления шкворня к стакану амортизационной стойки. Отличие в работе цилиндра — подъемника главной ноги от цилиндра-подъемника передней ноги при выпуске шасси состоит в том, что фиксация главной ноги в выпущенном положении и закрытие шарикового замка обеспечиваются при штоке, втянутом в корпус цилиндра.

Щиток главной стойки шасси. Щиток 9 (см. рис. 45) служит для частичного закрытия ниши шасси при убранном положении главной ноги. Он состоит из обшивки и приваренной к ней штампованной из материала Д16 жесткости. Крепление штока к нижней обшивке центроплана осуществлено с помощью шомпольной петли, а к амортизационной стойке — с помощью двух регулируемых по длине стальных тяг. Тяги соединяют кронштейны на щитке с узлами, приваренными к стакану амортизационной стойки. Гайки болтов, соединяющих тяги с кронштейнами на щитке и болты соединения тяг со стаканом амортизационной стойки, контрятся шплинтами.

Замок убранного положения главной стойки шасси 8 (см. рис. 45) крепится четырьмя болтами с анкерными гайками к стенке ниши главной ноги шасси. По конструкции элементов и принципу работы замок аналогичен замку убранного положения передней ноги шасси. При открытом замке на сигнальном табло шасси в кабине красная сигнальная лампа убранного положения главных ног шасси гаснет.

Колесо. На каждой амортизационной стойке главных ног шасси установлено по тормозному колесу К141/Т141.

Тормозное колесо (рис. 49) состоит из колеса и камерного тормоза. При установке на самолет тормозное колесо собирается совместно с пневматикой размером 500×150 мм. Колесо состоит из барабана 3, несущего специальные узлы конструкции, и представляет собой отливку из магниевого сплава МЛ4 или МЛ5. Во внутренней полости барабана размещена тормозная рубашка 10, в которой размещен камерный тормоз.