Требования к составлению психокоррекционных программ

16. Основные требования к составлению психокоррекционной программы.

1) Психокоррекционое воздействие должно опираться на принципы психолого-педагогической коррекции;

2) Психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на полученные из диагностики знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие;

3) Психокоррекционая программа разрабатывается и осуществляется совместно психологом и педагогом (воспитателем, учителем);

4) Психокоррекционная работа должна проходить в рамках ведущей деятельности ребенка;

5) Специфика задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа образовательного учреж­дения;

Основные требования к составлению психокоррекционных программ.

При составлении и проведении психокоррекционных программ необходимо обязательно учитывать следующие основные аспекты:

1. чётко формулировать цели коррекционной работы;

2. определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

3. выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

4. чётко определить формы работы с клиентом (индивидуальная, групповая или смешанная);

5. подобрать методики и техники коррекционной работы;

6. определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

7. определить частоту необходимых встреч: через день, два раза в неделю, один раз в неделю, один раз в две недели;

8. определить продолжительность каждого коррекционного занятия в среднем, как правило: от 40 – 50 минут в начале коррекционной программы до 1,5 – 2 часов на заключительном этапе;

9. разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

10. планировать формы участия других лиц в работе, например, при работе с ребёнком, подростком, – подключение родственников, значимых взрослых;

11. реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

12. подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой её эффективности.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования к содержанию и составлению коррекционных программ.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Основные требования к составлению психокоррекционной программы:

• четко формулировать цели коррекционной работы;

• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

• отобрать методики и техники коррекционной работы;

• определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

• определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

К основным требованиям (дополнение к первому списку):

1. выявление причин нарушений психического развития ребенка и обязательное проведение диагностического обследования с целью выбора правильного направления в дальнейшей коррекционной работе;

2. оценка личностных особенностей ребенка с целью выбора соответствующих способов мотивации на проведение коррекционной работы, чтобы вызвать желание взаимодействовать, снять тревожность, повысить уверенность в себе и т. д.;

3. планирование основных этапов, форм, методов и средств коррекционной работы;

4. подготовка необходимых материалов и оборудования, отчетной документации.

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
  • профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
  • развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении коррекционной программы необхо­димо соблюдать следующие требования:

1. Четкое формулирование целей коррекционной рабо­ты.

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

4. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

5. Подготовка необходимых материалов и оборудова­ния.

6. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

7. Определение общего времени, необходимого для реа­лизации всей коррекционной программы.

8. Определение частоты необходимых встреч (например: встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т.д.).

9. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия(от 10-15 мин. в начале кор­рекционной программы до 1,5- 2 часов на заключите­льном этапе).

10. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекци­онного занятия.

11. Планирование форм участия других лиц в работе (ме­диков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей — подключение родственников, зна­чимых взрослых и т.д.

12. Определение формы контроля динамики хода коррек­ционной работы.

13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

14. Оценка эффективности реализованной Программы.

По завершению коррекционных мероприятий состав­ляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т.д.) заключение о целях, за­дачах и результатах реализованной коррекционной про­граммы с оценкой ее эффективности.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 401 . Нарушение авторских прав

Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

Основные принципы составления психокоррекционных программ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Смотрите так же:  Смп банк заявление об изменениях

1. Принцип системное» коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода
психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,
и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути
развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Смотрите так же:  Гражданство рф на ребенка 2018

8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Виды коррекционных программ
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Установочный.
3. Коррекционный.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
• четко формулировать цели коррекционной работы;
• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
• отобрать методики и техники коррекционной работы;
• определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
• определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
• разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
• реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
• подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

Смотрите так же:  Ходатайство об уплате госпошлины в районный суд образец

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Психокоррекционные программы: виды, основные требования к составлению, принципы разработки, оценка эффективности

Существуют три модели психокоррекционных программ.

Общая модель коррекционной программы предполагает создание психологических условий оптимального возрастного развития личности в целом (использование различных видов деятельности, оптимизация социальной ситуации развития, сообщение необходимых знаний, щадящий характер проведения занятий и т. д.).

Типовая моделькоррекционной программы основана на алгоритмизированной организации работы по формированию неразвитых сторон психики с опорой, например, на теорию планомерного поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина.

Индивидуальная модель коррекционной программы основана на распознавании индивидуальных характеристик психического развития ребенка (ведущей деятельности, обучаемости, типичных проблем и т. д.) с целью создания программы с опорой на более сформированные стороны его психики для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни. Все три модели взаимосвязаны
и составляют единое направление работы [36].

Коррекционные программы разрабатываются и осуществляются
в совместной деятельности педагога и психолога. Программы бывают строго формализованными (стандартизированные программы) и неформализованными (свободные программы). В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели
и задачи этапов коррекции, продумывая ход занятий, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Таким образом, общая цель коррекционных программ — создание психолого-педагогических условий для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности. Коррекционная работа должна осуществляться как четко выстроенная деятельность ребенка в контексте его реальных жизненных отношений
и с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, и с условиями его жизни, воспитания и обучения. При этом очень важно, чтобы коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личности.

При построении коррекционных занятий Т. Д. Марцинковская предлагает следовать принципу «сериационности», т. е. наличию нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволит варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений.

К основным требованиям к составлению психолого-педагогических коррекционных программ относятся:

выявление причин нарушений психического развития ребенка
и обязательное проведение диагностического обследованияс целью выбора правильного направления в дальнейшей коррекционной работе;

оценка потенциальных возможностей ребенка с целью правильного выбора форм организации коррекционной работы;

анализ социальной ситуации развития ребенка для оценки сложившихся социальных условий и возможного привлечения к участию
в коррекционных мероприятиях воспитывающих взрослых;

оценка личностных особенностей ребенка с целью выбора соответствующих способов мотивации на проведение коррекционной работы, чтобы вызвать желание взаимодействовать, снять тревожность, повысить уверенность в себе и т. д.;

формулирование цели и задач коррекционного блока программы;

•планирование основных этапов, форм, методов и средств коррекционной работы;

•определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы и частоты необходимых встреч;

•описание содержания коррекционных занятий;

•уточнение формы контроля динамики хода коррекционной работы, промежуточной оценки эффективности коррекционных воздействий, возможности внесения дополнений и изменений в программу;

•подготовка необходимых материалов и оборудования, отчетной документации.

Принципами разработки психокоррекционных программ являются:

1) системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) единство коррекции и диагностики;

3) приоритетность коррекции каузального типа;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

6) комплексность методов психологического воздействия;

7) активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;

8) опора на разного уровня организации психических процессов;

9) программированное обучение;

10) возрастание сложности;

11) учет объема и степени разнообразия материала;

12) учет эмоциональной сложности материала.

До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности деятельности практического психолога. Эффективность психокоррекционных мероприятий связана со следующими важными моментами:

•динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного
и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

•интенсивность и количество произведенных воздействий, а также качество содержания, своевременность и адекватность;

•степень соответствия ее содержания индивидуальным особенностям психического развития ребенка;

•мера участия значимых взрослых в психокоррекционном процессе.

Оценка эффективности может осуществляться самим ребенком и зависеть от его «впечатлений» участия в коррекционных занятиях, психологом, который планирует свою деятельность, формулирует определенные цели и задачи, разрабатывает и при необходимости варьирует содержание программы, а также родителями, которые желают оправдать свои ожидания от обращения к «компетентному специалисту».

Для того чтобы отслеживать степень эффективности коррекционной работы психологу необходимо использовать различные процедуры промежуточного контроля. Это могут быть методики экспресс-диагностики, различные опросники, дискуссии, проверка домашних заданий, беседы
с учителем и родителями об изменениях ребенка и т. д. Если возникает необходимость, психолог своевременно вносит изменения в программу и обязательно отслеживает успешность коррекционной работы необходимое время (от нескольких месяцев до нескольких лет по возможности) после ее проведения.

Таким образом, в разработке психолого-педагогической коррекционной программы психолог должен ориентироваться на систему требований с учетом специфики комплексной работы с ребенком с привлечением к активному участию в программе учителя и родителей.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .